Тут уважаемый о. Павел Островский репостил весьма странный текст о. Николая Бабкина. В котором обличается "Мифологический пост - это пост в подражание кому-то. «Я пощусь как Христос и Моисей» - по такой формуле человек начинает поститься... На выходе получается слепая имитация постящемуся Моисею или святым".
Высмеивание идеи подражания святым выглядит весьма странно для православного священника. Уже в силу того, что эта идея - одна из основополагающих для Православия. Но "современные православные" (тм) отметают ее как нечто глупое и даже вредное, приводящее к "самоистязанию плоти".
А что же нам предлагают "современные православные" (тм) отцы в качестве правильной альтернативы этой "смешной и вредной" идеи подражания святым? А вот что: "поверить в свой живой опыт", "личный духовный опыт"! Ведь "живой опыт всегда реальнее житий святых"!
Ох уж этот "личный живой опыт", современная святыня "современных православных" (тм)! Которые, видимо, не читали слов апостола Павла: "Умоляю вас: подражайте мне как я Христу" (1Кор 4:16). А если бы прочитали, то, наверное, воскликнули бы: "Вот еще! И не проси и не умоляй нас заниматься слепой имитацией! Зачем нам тебе подражать, когда у нас есть свой живой опыт? Он куда реальнее, чем твоя жизнь! Да и сам ты зачем подражаешь Христу? Тебе что, личного духовного опыта не хватает? Странный какой!"
Сейчас модно носиться с "личным опытом" как с писаной торбой, хотя ничего особого в нем нет, - "свой живой опыт" есть даже у собаки, хотя она, в отличие от "современных православных" этим не кичится.
На самом деле замыкание на том "личном духовном опыте", который у тебя есть в настоящий момент - это путь к духовной стагнации и деградации, это уродливый нарциссизм, который обрекает человека постоянно "вариться в собственном соку". А подражание святым это как раз возможность выйти за узкие рамки нашего убогого и примитивного "личного духовного опыта" и прорваться к чему-то большему, подлинному, святому. Если угодно - это возможность расширить границы своего опыта благодаря опыту святых. Но, что гораздо важнее - это возможность измениться. Наша цель - соединиться со Христом, но чтобы с Ним соединиться, нужно стать похожим на Него, уподобиться Ему. А чтобы уподобиться Ему нужно подражать Ему. Как говорит апостол Иоанн, "поступать так, как Он поступал" (1Ин 2:6). Но поскольку мысль о подражании непосредственно Христу у многих христиан вызывала слишком большой благоговейный страх, апостол Павел пришел нам на помощь, подсказывая: "подражайте мне как я подражаю Христу". И Церковь, сохраняя на протяжении тысячелетий жития святых, тем самым говорит, что не только апостолу Павлу, но и другим святым мы можем и должны подражать в меру наших слабых сил, если желаем спастись, то есть, соединиться со Христом.
Мы не спасемся если не изменим себя в соответствии с тем, какими нас хочет видеть Бог, но мы не изменимся, уж точно не в лучшую сторону, если будем закукливаться в "личном духовном опыте" и уж тем более воспринимать его в качестве мерила всех вещей.
Далее о. Николай предлагает следующий критерий хорошего поста: это "когда в конце поста ты ловишь себя на мысли, что не хочешь останавливаться". То есть, мерилом для христианина должны быть личные чувства. Ну еще бы! "Личный опыт" и "чувства" это две глиняных ноги, на которых стоит колосс модного ныне иррационализма.
На самом все это ерунда. Чувства могут обманывать и личный опыт может подвести. Поэтому Бог дал нам Свое Откровение как внешний критерий - внешний по отношению к нашему опыту и чувствам. С ним и нужно соотносить себя и то, что ты делаешь, включая пост. А Откровение, как известно православным, выражено в Священном Писании и Священном Предании.
Ну и в применении к посту это означает, что пост надо соблюдать так, как это Бог предписал через постановления Своей Церкви, которая есть "столп и утверждение истины" (1Тим. 3:15). Надо менять себя, свои привычки, в соответствии с тем, что предписано. Открою "секрет": обычно менять себя - больно. Обычно не хочется продолжать. Могут, конечно, случаться состояния духовного восторга, когда и молитву не хочется прекращать, и пост, но это редкость. А отнюдь не правило, как может показаться из слов о. Николая. Обычно молиться как положено тяжело и поститься как положено тяжело, а то, что тяжело - не хочется продолжать, но если мы все таки преодолеваем себя и делаем это ради Христа, то понемногу меняемся внутренне. Так что поститься надо так, как предписывает Церковь Христова. И читать жития святых и их наставления, чтобы от них учиться правильному посту. А не от "современных православных" (тм).
В заключение о. Николай приводит евангельскую цитату, не замечая, что она опровергает все, сказанное им:
«Отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Отвергнись себя - в том числе и свой любимый "личный духовный опыт". А взять крест и следовать за Христом - что это как не подражание Христу?