Найти тему
Русский сталкер

Великие книги: Карлос Кастанеда. «Учение дона Хуана» (1968 г.)

Оглавление

«Дон Хуан считал, что состояния необычной реальности были единственной формой прагматического учения и единственным способом достижения силы». (К. Кастанеда. «Учение дона Хуана. Путь знаний индейцев яки»)

Книгами Карлоса Кастанеды о доне Хуане зачитывалась «прогрессивная» молодежь второй половины прошлого века. Между тем, сам писатель является личностью легендарной и даже таинственной. Так, даже его подлинная биография остается загадкой для исследователей…

Загадочная биография

По одним данным, Карлос Сесар Арана Кастанеда появился на свет в 1925 г. в перуанском городе Кахамарка. По другим – в 1931 г. в бразильском городе Сан-Паулу. Сам Кастанеда утверждал, что родился в Бразилии в 1915 г.

Достоверно известно то, что мальчик рано лишился матери и его воспитывали старшие сестры. После окончания начальной школы Карлос поступил в «Колежо Насонал де Нуэстра Сеньора де Гуадалупе», а затем в «Национальную школу изящных искусств». В 1948 г. его семья переехала в Лиму, где открыла ювелирный магазин.

Прослушав курс журналистики и писательского мастерства в городском колледже Лос-Анджелеса, Кастанеда поступил в Калифорнийский университет, где получил степень бакалавра антропологии.

С шестнадцати лет Карлос вел беспорядочную жизнь. У него было много женщин, и с одной из них он в ранней молодости вступил в законный брак. Родился ребенок. Однако непостоянный Карлос оставил семью и принялся скитаться в поисках своего духовного пути.

Ученик чародея

Жизнь Кастанеды, как рассказывает он сам, изменила встреча летом 1960 г. с неким Хуаном Матусом, индейцем из племени яки. Согласно утверждениям самого Кастанеды, их знакомство произошло при следующих обстоятельствах. В рамках работы над магистерской диссертацией ему предложили провести полевые исследования в американском штате Аризона. Молодой антрополог собирался исследовать ряд местных лекарственных растений, в том числе и кактус пейот, обладавший галлюциногенными свойствами. В Ногалесе некий знакомый нашел ему консультанта по данной теме. (По другой версии, он встретил этого человека на автобусной остановке.) Им и оказался Хуан Матус – 70-летний мексиканский шаман, относивший себя к традиции магов-тольтеков.

«Сначала я видел в доне Хуане просто довольно интересного человека, который много знал о пейоте и который замечательно хорошо говорил по-испански, - пишет Кастанеда. - Но люди, с которыми он жил, верили, что он владеет каким-то “секретным знанием”, что он был “брухо”. Испанское слово “брухо” означает одновременно врача, колдуна, мага. Оно обозначает человека, владеющего необыкновенными и, чаще всего, злыми силами».

Дон Хуан избрал Кастанеду своим учеником, исходя из специфической структуры его «энергетического тела». Индеец увидел в будущем магистре антропологии нагваля, то есть человека, способного к магии и ясновидению. Понятием «нагваль» в книгах о доне Хуане обозначается вообще любое трансцендентное начало.

Магия тольтеков заключалась в умении изменять свое мировосприятие, расширять границы сознания. Отправившись в мексиканский штат Сонора, где жил дон Хуан, Кастанеда в течение четырех лет с перерывами (с 1961 по 1965-й год) осваивал магическую науку. Чтобы быть ближе к своему учителю, Карлос устроился работать дворником при кафе, взяв себе имя Джо Кордоба…

Расширение сознания

Сначала Кастанеда пытался собирать материал для диссертации на основе бесед с доном Хуаном (они беседовали на испанском, так как индеец не знал английского). Но затем ученый понимает, что единственный способ обрести знание об этом – расширить свое сознание при помощи галлюциногенов. Так, употребление пейота привело однажды к тому, что Карлос увидел призрак черной собаки - воплощение высшей силы Мескалито: «Я медленно приподнял голову и увидел среднего размера собаку, черную, приближавшуюся к воде. Собака начала пить. Я поднял руку, чтобы прогнать ее от моей воды. Чтобы выполнить это движение, я сфокусировал взгляд на собаке и внезапно увидел, что собака стала прозрачной. Вода была сияющей прозрачной жидкостью. Я видел, как она идет по горлу собаки в ее тело; я видел, как затем вода равномерно растекается по всему ее телу и затем изливается через каждый из волосков. Я видел, как светящаяся жидкость движется по каждому из волосков и затем выходит из волосков, образуя длинный шелковистый ореол».

В другой раз Кастанеда принял участие в четырехдневной «пейотной церемонии», в ходе которой прием наркотика чередовался с песнопениями. В конце ритуала автору явилось видение – поле светящихся кактусов. «Я пошел в сторону пейотного поля, - рассказывает он. - Я продолжал петь свою песню. Я знал, что они индивидуально мои — неоспоримое доказательство моей единственности. Я ощущал каждый из своих шагов. Они отдавались от земли эхом; их эхо продуцировало неописуемую эйфорию от существования человеком».

Был также случай, когда Карлос пережил превращение в ворону. «Я помню, что я распластал свои крылья и полетел, - вспоминает он. - Я чувствовал себя одиноким, проносясь сквозь воздух, болезненно двигаясь вперед и вверх. Это было больше похоже на ходьбу, чем на полет».

Автор спросил дона Хуана, происходило ли это с ним на самом деле, но тот ответил, что подобный вопрос лишен смысла, ведь в истинном мире абсолютно все реально…

В трещине между мирами

В сентябре 1965 г. Кастанеде пришлось на время прервать обучение у Матуса, так как с ним приключилось психическое расстройство. Он начал испытывать панический ужас перед различными звуками. Дон Хуан сказал, что некто похитил у него душу. Это оказался один из мексиканских злых колдунов-оборотней – диаблеро. «…Позднее я узнал, что диаблеро — термин, используемый только соноракскими индейцами, - вспоминает Карлос. - Он относится к злому человеку, который практикует черную магию и способен превращаться в животных — птицу, собаку, койота или любое другое существо».

Чтобы получить душу обратно, Карлосу пришлось сразиться с диаблеро, который во время схватки принял облик самого дона Хуана: «Я знал, что кто бы это ни был или что бы это ни было, но это не дон Хуан. Я схватил небольшой угловатый камень с земли (он как раз оказался рядом с моей правой рукой), я не взглянул на него, я просто держал его, прижимая большим пальцем и вытянутыми остальными четырьмя пальцами, я принял ту форму, которой дон Хуан научил меня. Я чувствовал огромную силу, наполняющую меня через какие-то секунды. Затем я вскочил и швырнул камень в него. Я думаю, что это был чудесный выкрик. В тот момент мне не было дела, жив я или мертв; я чувствовал, что крик был зрелым по своей силе. Он был пронзительный и длинный и, фактически, направил мою руку. Фигура передо мной заколебалась и вскрикнула и исчезла в сторону дома, в кустах, примыкающих к нему».

На прощание индеец поведал своему ученику о существовании «трещины» между мирами:

« — Одна из частых вещей, которой надо научиться, — это как пройти к трещине между мирами и как войти в другой мир. Имеется трещина между двумя мирами: миром диаблеро и миром живых людей. Есть место, где два мира наползают один на другой. Трещина там. Она открывается и закрывается, как дверь на ветру. Чтобы попасть туда, человек должен развить свою волю. Он должен, я хочу сказать, развить непреодолимое желание к этому. Неуклонное решение. Он должен это сделать без помощи какой-либо силы или какого-либо человека. Человек должен сам по себе рассуждать и желать вплоть до того момента, когда его тело будет готово путешествовать…».

Литературная карьера

В 1962 г. Кастанеда написал свой первый роман «Трещина между мирами», сделавший его безумно популярным, особенно в среде наркоманов, так как в книге упоминались галлюциногены, получаемые из мескалиновых грибов…

Книга «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки» была написана Кастанедой через несколько лет после возвращения в Лос-Анджелес и вышла в свет в 1968 г. За нее Кастанеда был удостоен степени магистра. За следующую книгу – «Путешествие в Икстлан» (1972) его удостоили степени доктора философии. Все книги быстро стали бестселлерами.

Впрочем, истинная жизнь Кастанеды до сих пор остается загадкой. Говорят, у него было множество масок и имен: некоторые из них, такие, как Джон Кортез или Чарли Спайдер, использовались для повседневной жизни, некоторые – такие, как Исидор, Балтасар или Нагваль – имели «магическое» значение. Часто Кастанеда скрывал свое настоящее имя, и люди, общавшиеся с ним, не имели понятия о том, кто перед ними на самом деле…

По одной из версий, Кастанеда погиб в начале 80-х в автокатастрофе. По другой – стал жертвой авиакатастрофы в начале 90-х. Третья гласит, что он умер совсем недавно, в наши дни… Или все «смерти» Великого мага – очередная мистификация и он жив до сих пор?

Путь воина

Книга «Учение дона Хуана», она же диссертация на соискание степени магистра антропологии, состоит из двух разделов. Первый из них называется «Учение». Повествование в нем ведется от первого лица и посвящено начальному этапу взаимодействия с доном Хуаном как учителем. Вторая часть носит название «Структурный анализ». В ней автор делает попытку систематизировать информацию, полученную от своего наставника.

Эта книга неоднократно переиздавалась. В 1998 г. вышло 30-е, юбилейное издание, с комментариями Кастанеды, которые в оригинальной версии отсутствовали. Кроме того, книга была снабжена предисловием профессора антропологии Вальтера Гольдшмидта.

Согласно «Учению дона Хуана», картина мира, доступная восприятию человека (тональ), обычно является стереотипной и не отражает многообразия Вселенной (нагваль). В то же время способность воспринимать мир, как он есть, можно обрести, следуя особой жизненной системе – так называемому «Пути воина».

Картина мира создается в нашем сознании благодаря «точке сборки» - особому участку ауры, посредством которого мы воспринимаем внешние энергетические сигналы. Следуя «Пути воина», можно изменить местоположение этой точки и начать ловить сигналы из различных измерений. Чтобы достичь подобного состояния, человеку необходимо стать «безупречным», то есть избавиться от веры в собственное бессмертие, преодолеть чувство собственной важности и жалости к себе… Инструментами, которые помогут достичь целей на Пути воина, являются сталкинг, а также искусство сновидения. Основные опасности, которые подстерегают человека на этом пути - Страх, Ясность, Сила и Старость…

«Учение дона Хуана» нашло множество последователей, но в то же время вызвал шквал резкой критики. Автора обвиняли в пропаганде наркотиков (так как в книгах он описывал психоделическое действие некоторых грибов и растений на человека). Многие также называли его мистификатором, утверждая, что никакого Хуана Матуса никогда не существовало, а его «учение» является всего лишь мешаниной из цитат и текстов по антропологии и восточной философии. Но достоверных доказательств того, что Кастанеда мистифицировал своих читателей, пока не обнаружено.

Можно по-разному относиться к произведениям Кастанеды и в частности к «Учению дона Хуана», но нельзя отрицать того, что оттуда можно почерпнуть немало информации о магии латиноамериканских индейцев, умении человека управлять своим духовным потенциалом и, наконец, окружающей нас реальности.

Из книги Ирины Шлионской

"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"

Публикуется с разрешения автора