Найти тему
В поисках сути

Каковы самые большие различия между восточным православием и господствующим христианством. Часть третья. Христология и Сотериология.

Оглавление

Часть первая. Сохранение традиций.
Часть вторая. Троица и Филиокве.

Христология

На протяжении всей истории христианства было много христологических школ, которые пытались прояснить природу Иисуса помимо того, что объясняет Библия. В годы, последовавшие за смертью Иисуса и апостолов, были даже «школы», которые назывались «еретическими левыми» — те, которые преувеличивали человечность Иисуса (например, арианство, эбиониты, школа Логоса-Антропоса или школа несториан), и «еретические правыми» — те, кто преувеличивал божественность Христа (например, гностики, докетисты, аполлинариане, монофизиты и монофелиты). Какой именно была природа Иисуса Христа (когда Он ходил по земле), не известно. В первые века нашей эры это было неясно, да и сегодня у христиан нет полного согласия. С христологической точки зрения православные говорят об Иисусе как об абсолютном человеке и об абсолютном божестве — о единой Личности с двумя природами. Он был совершенным человеком и совершенным божеством одновременно. Иисус был рожден в предвечности как Сын Божий, не имеющий небесной матери, и рожден в земной жизни, как человек без земного отца. Эта точка зрения уникальна по сравнению с рядом других христианских конфессий.

-2

Сотериология

Одним из основных богословских отличий православных является то, как они описывают спасение. В православии спасение часто подразумевает так называемое «обожение» - термин означает, что конечная цель христианской жизни состоит в том, чтобы Бог (через Христа) очистил каждого христианина от «хамартии» («изъяна» или «ошибки») — тем самым позволив спасенной Личности навеки разделить «природу» Святой Троицы (хотя и не в «сущности» Бога — что было бы невозможно, поскольку мы не Боги). Таким образом, для православных рай – это не просто место, ожидающее верующих. Это также обитель тех, кто был обожествлен, тех, кто был «спасен от нечестия», и тех, кто будет наслаждаться и участвовать в вечной «жизни» Святой Троицы. Несмотря на то, что в католических и протестантских богословских кругах ведется некоторое обсуждение обожения, ни в одной другой традиции, кроме восточного православия, эта доктрина не выражена так ярко или подчеркнуто (за исключением, возможно, Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — в их понимании обожение несколько отличается от православной конструкции).

Часть четвертая. Экклезиология.

Еще по теме:

Христианство