У меня не поворачивается язык сказать, что я ЛЮБЛЮ творчество режиссера Ларса фон Триера. Это сложно любить. Но сложно также не признавать, что Ларс фон Триер в своих фильмах поднимает такие темы, не задумываются о которых, пожалуй, только «розовые единорожки» или «папины принцессы», всю свою жизнь проводящие на условном облачке, а посему могущие позволить себе быть добрыми, безобидными пони.
Я всё думала: что же напоминают мне комментарии некоторых моих (врЕменных, впрочем) подписчиков о том, что, мол, нет плохих людей, что нельзя никого судить, что все мы живём в прекрасном мире, и есть только такие, как вы (это мне, если что), которые призывают к борьбе, когда на самом деле необходимо на любых условиях и любой ценой остановить этот кровавый конфликт на Украине, чего бы НАМ этот «худой мир» ни стоил. Я, правда, не знаю, почему эти самые вселюбящие люди именно НАМ предлагают любой ценой остановить кровопролитие. Ведь если речь идёт о ЛЮБОЙ ЦЕНЕ, то её могут заплатить и люди по ту сторону ленточки. Ну если они такие же прекраснодушные и вселюбящие, как и некоторые мои врЕменные подписчики.
Однако в любом случае я в конце концов поняла, о чём именно для меня эта конкретная история, которую из раза в раз рассказывают мне такие комментаторы. Это пересказ «Догвилля» фон Триера.
Помните содержание фильма? Героиня Николь Кидман как будто бы совершенно случайно попадает в маленький городок под названием Догвилль. Она беженка (как будто бы так кажется поначалу), спасается от преследования каких-то ужасных людей - и один из жителей Догвилля укрывает её у себя.
Нравы в городке что ни на есть самые правильные. Ну то есть совсем-совсем правильные. Но вот какое удивительное дело: безответность, запуганность, безусловная покорность героини приводит к совершенно отвратительным, чудовищным метаморфозам с жителями городка. Они во всех смыслах откровенно пользуются героиней, попутно напоминая ей (предельно деликатно), что она, мол, обязана им спасением своей жизни, а посему не может возражать и отказывать никому и ни в чём. В итоге жители мужского пола по очереди насилуют героиню, а жительницы начинают её за это ненавидеть.
Чудовищно, правда? Заканчивается же фильм тем, что, как оказалось, всё это действо было не мукой героини, а проверкой на человечность жителей городка. Которую (проверку) они не прошли. Поэтому героиня в конце концов безжалостно расстреливает всех жителей. И - попробуйте найдите среди смотревших от начала и до конца зрителей хоть одного, кто бы её осудил, а жителей пожалел.
Такой вот в некотором роде парафраз библейской притчи о Содоме и Гоморре. Только в более категоричном, триеровском варианте.
Кто-то скажет: да ну, так не бывает в жизни. Триер, как обычно, навертел своих извращенных фантазий. Но вот какое дело: этими говорящими вполне вероятно будут те же самые люди, которые учат всех и каждого бдить свои личные границы и давать отпор при их нарушении.
Так что получается? Выходит, не все люди прекрасны? Кто-то же НАРУШАЕТ - границы, мораль, закон, табу… Вопрос: как быть с ними? Как героиня «Догвилля»? Но как именно «как героиня Догвилля» - как она поступала с людьми вначале или как поступила в конце?..
Я не люблю фразу «не мы такие - жизнь такая». Я обычно возражаю: да нет, мы такие - поэтому и жизнь такая. Но только вот это коллективное «мы такие» не меняется даже тогда, когда кто-то отдельный не такой. Из всего человечества обязательно найдется кто-то, кто сможет обидеть, причинить боль, уничтожить. Вопрос: как на это реагировать? Ждать, когда выстрелят в спину? А толку-то? Ведь потом точно никакого ответа не нужно будет давать. С пулей-то в спине попробуй порассуждай о добром и светлом, а также о мире во всём мире… И?..
В природе, между прочим, животные виды, не имеющие никакой защиты, давно уже вымерли. Потому что их съели. Например, милейшую стеллерову корову. Ну её просто уничтожили. Потому как - ни зубов, ни когтей, ни способности напасть или защититься…
Мне же кажется, что в нашем коллективном Догвилле такие вот условные «стеллеровы коровы» живут и имеют возможность рассуждать о мире во всём мире только и исключительно потому, что кто-то с когтями и зубами стоИт по периметру их мирка и грязными своими руками защищает их от уничтожения. Поэтому им - тем, кто внутри - легко и комфортно быть добрыми, мирными и совершенно безобидными….
п.с. Пример из жизни. Вот посмотрите, к примеру, на мой Дзен. Даже на самый лирический и личный мой текст всегда найдётся кто-то, кто назовет меня «идеальной дурой» - ну потому что написала такой вот лирический, добрый текст. И если кто-то (не дай Боже) задаст комментатору вопрос: а для чего? Почему? Откуда такая реакция? - ответ, как правило, фееричен: мол, а я так развлекаюсь так. Отсюда - простой вывод. В нашей общей ойкумене никогда не будет ВСЕХ хороших, добрых, понимающих. Всегда кому-то «по приколу» будет хамить, унижать, уничтожать. Поэтому если другие люди, кому этого не хочется, не планируют повторить бесславный путь стеллеровой коровы, то им нужно научиться быть не только добрыми, но и сильными. Потому что для кого-то сила - это и есть самое доброе отношение.