Когда говорится про него, то обычно начинается с того, что он автор "метро 2033", потом плавно переходят к его журналистской деятельности в журналах Сноб и GQ, и потом как-то неожиданно всё приходит к тому, что он иноагент, со всеми вытекающими. Стоит немного поговорить об этом достаточно типичном проекте ЛОМа (лидер общественного мнения), который заклинило на самом интересном месте.
Начать стоит с самого начала. Родился данный персонаж в Москве. В обычной (самой-самой обычной, да) семье журналистов. В 17 лет уехал учиться в Израиль (самое обычное происхождение, не забываем). Приехал за год до поступления, полгода учил язык (родной язык, как все мы знаем на примере украинцев, надо учить в сознательном возрасте), потом поступил, закончил Еврейский университет в Иерусалиме по специальностям "журналистика" и "международные отношения".
Тут сразу хочется лирическое отступление. Стандартная история про стандартное сотрудничество с местными спецслужбами, которое должно быть, и которое освещается примерно никак. Те же израильские граждане Парфёнов и Собчак как раз на этой теме светились относительно недавно. Для журналистов-международников, особенно из числа "приехавших" это фактически обязательная тема. Она также обязательна не только там, а ещё и во Франции, Германии, Англии, много где, в общем. Потому что допуски журналистов-международников - это не просто так.
Не забываем, что "полицейское государство и страшные спецслужбы", по мнению таких вот товарищей существуют только в РФ\СССР. Ещё на эту тему могут возразить деятели типа Сеймура Хирша, который написал пачку "расследований" про "кровавых ликвидаторов ЦРУ", но эти моменты обычно скромно умалчивают. Для российской аудитории требуется очернять именно местных силовиков.
Ну так вот. Куда может поехать коренной москвич с таким образованием? Конечно же на евроньюс. EURONEWS, а не то, что Вы могли подумать. Не на местные же СМИ идти работать, да? Так вот, поработал он там с 2002 по 2005 в Лионе (Франция). После чего его назначили он устроился на тот самый Russia Today. Работал там три года, после чего в 2007-2009 года ещё поработал на "Маяке" (радиостанция), в процессе всего этого успешно сотрудничал много с кем. Технически можно говорить, что к концу нулевых он уже мог заниматься практически чем угодно, чем он и занялся.
Но мы же тут обсуждаем его в первую очередь как писателя, автора "Метро 2033", да? С книгами всё обстоит просто дико интересно. Сразу становится понятно, что это не просто его не основная деятельность, но ещё ему особо и не интересно. Свою первую книгу (та самая "Метро 2033") издавать никто просто так не хотел, первая версия была написана ещё в 2002 году, поэтому он её выложил в открытый доступ на специальном сайте. Издали её только в 2005.
Человек он занятой, поэтому продолжение было написано и издано к 2007 году. И это не "Метро 2034", это "Сумерки" (нет, не про вампиров). Метро 2034 было написано и издано только к 2009 году. Потом было написано ещё непонятно что, и "Метро 2035" было написано и издано только к 2015 году. Где-то здесь должны заплакать обычные писатели с условного "автор тудэй", которые пишут за год несколько книг, и такие вот истории про выживание в постапокалиптичной Москве могут отгружать в товарных количествах.
Что и показано в "развитии серии" трудами других авторов. Тема то благодатная. Главное - раскрутить серию саму по себе, что издательство и выполнило. Дальше уже можно начинать делать хоть кроссоверы "Метро" и "Сталкера". Аудитория будет только довольно попискивать. Кстати, такого не выпускали? Под это дело ещё выпустили вполне себе хорошие игры серии "Метро". Что интересно, делали их бывшие сотрудники GSC, которые до этого делали "Сталкера".
Обсуждать какие-то художественные особенности книг я наверное не буду. Написано достаточно бодро. Такой роман-путешествие в специфичной обстановке. В "М2034"-"М2035" идёт некоторое развитие происходящего, но на фоне "дополнений" от других авторов, это всё как-то бледно. В любом случае, надо понимать, что Глуховского раскручивали именно через эту литературу. Которую ему не только было не особо интересно писать, но он это всё ещё и забросил.
Поняв в процессе, что надо персонажа раскрутить ещё и через кино (и пьесу), был написан "Текст" (над названием там вообще не задумывались). Всё-таки для экранизации "Метро" надо нормальный бюджет на декорации, а учитывая то, что деньги на фильм надо пилить, на декорации никто тратиться не хотел. А тут - достаточно мутная история, для которой не надо особых декораций. Сначала по "Тексту" сделали спектакль, а потом быстренько экранизировали. Выдали премии, обласкали критикой, прокрутили скандалы с актёрами.
На выходе должен был получиться известный персонаж, который имеет нужную узнаваемость у широкой аудитории. Такой стандартный ЛОМ для различных множеств публики. Которого старательно надували долгие годы. Как казалось некоторым товарищам в начале 2022 года - "у нас таких много, сейчас дадим команду, и они тут попляшут".
Ок, команду дали. Товарищи отъехали на безопасное расстояние, и начали высказывать "те самые мысли и идеи". Только оказалось, что схема не работает. Заклинило. ЛОМы вроде есть, что-то делают, а обратной связи не ощущается.
Такие схемы воздействия разработаны давно, и когда-то считалось, что они работают. То самое выстраивание сплошных иллюзорных декораций, которые в итоге убедили даже своих авторов. Накачиваются персонажи. Рукопожатная общественность устраивает им промоушн. А потом выясняется, что это не "культура уехала из России", а "рукопожатная общественность, дружно взявшись за руки, переехала на историческую родину".
Это было бы смешно, если бы...................а нет. Это на самом деле смешно. Пачки иноагентов, которые оказались особо никому не нужны (в первую очередь своим кураторам) оказываются отработанным материалом, а не ценными сотрудниками.
Спасибо за прочтение статьи. Если было интересно - лайк и подписка приветствуются. Если хочется обсудить, пишите в комментариях.