Найти в Дзене
Театр «Мастерская»

Сергей Агафонов о творческих исканиях

Создает нереальные миры и живет в них, погружается в роль до такой степени, что уже не может отличить сцену от реальности. Такой вот непоседливый актер, Сергей Агафонов. Конечно, сейчас он уже научился отстраиваться от книг, им прочитанных, и от ролей, им сыгранных. Не сходит с ума, любит природу и одиночные походы.

«Актером я захотел стать стихийно: у меня отец – режиссер, мама профессионально занималась балетом. Сначала я учился в театральном училище в Иркутске. У меня был очень хороший педагог, Валентина Александровна Дулова, и невероятный курс. Это было чудесное время в моей жизни. Но мне чего-то не хватило. Я захотел жить и учиться в Питере. Набирал Паршин, Петров и Козлов. А решил подавать документы к Григория Михайловича и это из-за атмосферы на турах. Я не был знаком с его спектаклями, не знал, кто это. Но из-за того, как все происходило: консультации, туры, сразу понял, что хочу учиться у него».

После окончания учебы на курсе у Григория Михайловича Сергей решил немного отойти в сторону. С 2009 по 2017 он проработал в «Театре на Васильевском», а в 2017 стал частью труппы «Мастерской».

«Мне захотелось попробовать что-то иное, научиться чему-то другому, не лучшему, а просто другому. Я решил пойти в обыкновенный драматический театр, есть же такое поверье, что актерами становятся только в театре. «Мастерской» тогда еще не было. И я связал себя на 8 лет с Театром на Васильевском». Очень крутая труппа в то время, а какие старшие товарищи?..я и учился у них. Анджей Бубень меня пригласил, но я с ним немного работал. А вот Владимир Анатольевич Туманов, который не много позже стал главным режиссёром, сделал для меня в профессии очень много. Я стал соединять мой опыт работы с Григорием Михайловичем с другими задачами. Понемногу стали появляться спектакли и в Мастерской. “Однажды в Эльсиноре. Гамлет” (режиссер Роман Габриа), “Носороги” (режиссер Александр Кладько). Потом возникла "Космическая Одиссея майора Пронина" (режиссер Роман Габриа), а вместе с ней возникли творческие разногласия на Ваське. Тогда я понял, что доскреб до дна. И ушел. Поступило приглашение в ”Мастерскую”, а я, конечно же, согласился».

-2

В спектакле «Однажды в Эльсиноре. Гамлет» Сергей Агафонов сыграл персонажа объединяющего в себе Шекспира, Актера и Призрака.

«Когда я работал на Ваське, с Ромой Габриа мы начинали думать о “Гамлете”. Он хотел, чтобы Гамлета играл я, мы задумывались о том, чтобы этот спектакль был в “Театре на Васильевском”. А когда Григорий Михайлович узнал, что есть такая задумка, уговорил Рому, предложил ему поставить здесь, он согласился. Гамлетом уже стал Шумейко. И Рома мне предложил самому придумать себе роль. Скачок в профессии, ничего подобного я не делал. Я, честно, не помню как это было. Много спонтанности, а до этого много раздумий об актере как таковом».

Автор фото: Маргарита Миронова
Автор фото: Маргарита Миронова

Сергея сейчас интересует процесс актерского энергообмена. Ему хочется в этом смысле что-то новое обнаружить в Шекспире. А раньше он очень хотел сыграть Зилова в «Утиной охоте» Вампилова.

«Лет 20 назад Зилов был полностью моей ролью. Хотелось окунуться в этот тяжелый мир. И дело не в том, что герой пьет, а в том, что он раздираем противоречиями. Мне кажется, он убивает в себе человека и становится мертвым. И в “Носорогах” тоже о смерти чего-то такого внутри. Превращение в другое существо. Любой может стать убийцей, только обстоятельства важны. Зло вокруг, зло внутри, что это такое? Как это развивается и почему? Влияет ли на это детство или какая-то травма? Где этот крючок, с помощью которого можно цепануть человека и что-то с ним метафорическое произойдёт, и он превратится в нечеловека? У каждого свой крючок, у кого-то страх, у кого-то что -то ещё..».

Для Сергея важно, чтобы материал его задевал, иначе непонятно, зачем он этим занимается. Он стремится к тому, чтобы зритель вместе с ним переживал катарсис. Пусть ему и придется пройти через ад, может быть, необходимое условие, чтобы выйти к свету.