Кажется, совсем недавно многие люди у нас считали жизнь ценностью – по крайней мере, простые люди. Помню, как долго обсуждали трагедию в «Хромой лошади», унесшую большое число жизней – в том числе детей. Как сильно, по-настоящему сопереживали и сочувствовали. Я уже не говорю о «Норд Осте», о котором вспоминали годами. А что теперь?
Когда-то люди в соцсетях в такие моменты ставили на аватарку свечу на чёрном фоне – в знак скорби и сочувствия. Сейчас можно увидеть такую свечу, например, с надписью «пофиг» или чем-то в том же духе – раньше такого не встречалось. Помню, как цепляли человеческие трагедии, возмущало насилие в семье, жестокое обращение с животными. Кто-то даже приносил цветы к фото застреленного чиновником лося. Это действительно были мы? Что с нами случилось? Не со всеми, конечно – но со многими.
Сама с ужасом замечаю, что подобные вещи уже не трогают, проходят «мимо», как нечто привычное, обыденное. Мы привыкли? Привыкли к тому, к чему привыкать нельзя. Вернее, нас приучили – и продолжают целенаправленно приучать. Нельзя привыкать к насилию, жестокости, ненависти, смерти – это самоуничтожение. Я человек достаточно жёсткий и тоже умею ненавидеть – но ненавидеть исключительно кого-то конкретного, причинившего зло, а не какое-то сообщество незнакомых людей, которые мне ничего не сделали. Нельзя восхвалять смерть.
У нас во дворе жил один мальчик – мы были мелкие, глупые и часто его дразнили (не буду говорить, почему). А потом он утонул – спас двоих малышей, а сам утонул. Сказать, что это был шок и как нам было стыдно – это ничего не сказать. Получается, его гибель имела смысл – он отдал жизнь ради спасения жизни, а не ради чьих-то амбиций. Но только не для его родителей – они как раз свой смысл потеряли. Сейчас, по прошествии многих лет, я хорошо знаю, что значит терять близких, так сложилось, что я видела много страшных вещей – по-настоящему страшных – но именно поэтому я ненавижу смерть и ценю жизнь. У нас же в последнее время насаждается настоящий культ ненависти и смерти. Никогда ещё так дико не обесценивали жизнь – и ещё совсем недавно такое невозможно было даже представить.
Симоньян заявила, что лучше умереть раньше старости, но за «правильное дело» «Главред RT Маргарита Симоньян призвала россиян умирать «за правильное и важное дело», поскольку это лучше, чем расстаться с жизнью «немощным человеком» или умереть от «тяжелой болезни». «Если можно было бы избежать смерти, то конечно, было бы обидно умирать. Но шансов избежать смерти ведь нет. Разница в 10 лет, в 20 лет, в 30 лет - в принципе небольшая. С точки зрения Вселенной - вообще небольшая», - заявила Симоньян в передаче «Жизнь и судьба».
Врачи спасают жизни, человечество борется с эпидемиями, учёные ищут новые средства против тяжёлых болезней, кто-то больной онкологией борется за каждый год жизни, спасатели прикладывают усилия, чтобы помочь жертвам стихийных бедствий – интересно, зачем? Ведь по мнению Симоньян всё это не имеет смысла – мы же всё равно умрём! Действительно, какая разница – проживёт человек хорошую долгую жизнь, вырастит детей, порадует родителей, возможно, добьётся каких-то успехов и сделает что-то важное и нужное для многих, увидит внуков, узнает много интересного – или умрёт в молодом возрасте? Ни всё ли равно?
Ранее умирать россиян призывал телеведущий Владимир Соловьев, считающий, что «жизнь сильно переоценена»: «Жизнь сильно переоценена. Зачем бояться того, что неизбежно? Тем более, ну, мы же в рай попадем! Смерть это окончание одного земного пути и начало другого» – сказал Соловьев.
Интересно – этот субъект уже посещал рай? Если он так уверен в его существовании – какого чёрта он всё ещё сидит на этом свете? Знаете, на что похоже? Примерно такое же представление внушают своим членам запрещённые исламские группировки. Нам это довольно часто показывали - в том числе по ТВ.
Не так давно (я об этом писала) актёр Певцов тоже высказывал нечто подобное – что «права человека – это не в наших традициях. В наших традициях умирать за царя и отечество».
Но что-то мне подсказывает, что все эти холёные, прекрасно обеспеченные и охраняемые индивиды очень даже ценят свою собственную жизнь и «в рай» точно не спешат. Но при этом беззастенчиво пропагандируют культ смерти и обесценивают чужие жизни. Я бы сказала – пусть сначала подадут пример и сдохнут в соответствии со своими убеждениями. Иначе это всего лишь дешёвый и подлый трёп. Они не боги, чтобы распоряжаться чужими жизнями – и не им решать, кому и когда умирать. И дело тут даже не в убеждениях, а в обесценивании жизни вообще. Такое впечатление, что руководят страной и вещают от лица государства представители какой-то секты, исповедующие культ смерти.
Я даже не знаю, что сказать. Возможно, скоро мы просто перестанем быть людьми – превратимся в этаких равнодушных зомби, проходящих мимо умирающего на улице человека, просто скользнув безразличным взглядом, будто это в порядке вещей.
Если так будет продолжаться – можете представить, в каком мире придётся жить нашим детям и внукам? И придётся ли им, вообще, жить? А ведь кажется, всё было иначе – совсем недавно.