Тори Данлэп, автор книги «Финансовая феминистка», считает, что деньги не должны быть источником чувства вины или стыда. Деньги должны быть инструментом, с помощью которого вы строите жизнь, которую любите. Поэтому Данлэп, а также другие финансовые эксперты решили поделиться стратегиями покупок и экономии, которые приносят наибольшую выгоду. Возможно, вы видели один или тысячи постов в TikTok о том, что за всё нужно платить наличными или разделить ежемесячные расходы на конверты. Они утверждают, что это поможет вам осознать, на что вы тратите деньги, а также сэкономить их (один мой друг даже утверждает, что это поможет вам похудеть).
Не слушайте их, говорит Данлэп.
«Автоматизируйте всё, что только возможно», — говорит она, не только устанавливая автоматические платежи по счетам с вашего расчётного счёта, но и используя дебетовую карту для как можно большего количества целей.
Данлэп отметила, что вместо неё можно использовать кредитную карту, при условии, что вы полностью погашаете её в конце каждого месяца и тщательно контролируете свою долговую нагрузку.
И пока вы в этом разбираетесь, расставьте приоритеты для своих сбережений: «Даже если вы можете откладывать только 2000 рублей в месяц, установите автоматический перевод с вашего расчётного счёта на сберегательный счёт первого числа каждого месяца или в день получения зарплаты».
В конце первого месяца автоматизации расходов (насколько это возможно) просмотрите выписки с банковских счетов и дебетовых карт. Что вы купили, что вас больше всего порадовало? На что вы потратили деньги, что заставило вас чувствовать себя «неважно»? Что вы купили, о чём теперь жалеете? Теперь вернитесь к списку и спросите себя, почему вы совершили эти покупки.
Купил ли я ту пару обуви, которая мне не нужна, потому что в тот день мой начальник отчитал меня при всех? Помогла ли обувь улучшить ваше самочувствие? (если нет, то это отличная информация, которая поможет вам не усугублять свои плохие дни в будущем).
Теперь выберите три категории, которые приносят вам наибольшую радость в жизни (три категории Данлэп — это еда, путешествия и растения). Знание приоритетов ваших расходов (того, что вы цените больше всего) поможет вам тратить более разумно. Идея заключается в том, чтобы не лишать себя того, что вы любите, потому что это приведёт к обратному результату.
«Мы знаем, что лишения не работают, точно также как не работают диеты», — говорит Данлэп.
Финансовая диета ничем не отличается от обычной. Их главным недостатком является непостоянность — любая диета когда-то заканчивается. Поэтому идея заключается в том, чтобы сократить расходы на те вещи, которые вас на самом деле не очень волнуют.
Если одна из категорий ваших радостей требует экономии денег (путешествие, покупка дома, поступление в университет), специалист по принятию решений и поведенческой экономике Джеймс Лангабир советует поместить изображение этой цели в бумажник — так, чтобы вы видели её каждый раз, когда открываете. По его словам, визуальный образ будет способствовать осознанному расходованию средств.
Остерегайтесь уловок продавцов, которые пытаются заманить вас потратить больше
Например, в некоторых магазинах и даже пунктах выдачи интернет-заказов есть зеркала, в которых покупатели выглядят более длинными и стройными — они также освещают помещение, чтобы вы выглядели более сияющими. Поэтому примеряйте одежду дома и убедитесь, что она попадает в вашу счастливую категорию, прежде чем снимать бирки.
Супермаркеты тоже втянулись в эту игру. Вы заметили, насколько больше стала ваша корзина для покупок? Маркетинговый консультант Мартин Линдстром однажды рассказал, что его фирма провела эксперимент, в ходе которого удвоила размер тележки для покупок и обнаружила, что люди неосознанно покупают на 40 процентов больше. Кроме того, в некоторых продуктовых магазинах всегда пахнет свежим хлебом или тающим во рту печеньем, потому что они обдувают весь магазин воздухом из локальной пекарни (или даже используют ароматические машины), чтобы заманить вас купить эти продукты. Поэтому не следуйте за своим носом — опирайтесь на список, который вы точно составили и придерживайтесь его.
Возможно, вы также захотите перехитрить свой мозг. Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Psychology, показало, что покупки помогают людям почувствовать (очень скоротечно) «контроль».
Это заманчивое чувство, когда мир кажется очень неуправляемым. Также хорошо известно, что покупки вызывают у нас дофаминовый удар, заставляя нас чувствовать себя счастливее — опять же, очень скоротечно. Но если вы прибегаете к розничной терапии для поднятия настроения, есть хорошие новости: для получения «дофаминового удара» не обязательно что-то покупать — простой поход по магазинам без совершения покупок приводит в действие этот нейромедиатор.
Также может быть интересно:
Ещё больше интересных материалов на нашем сайте:
Также подписывайтесь на «iDeaWay» в социальных сетях!