True crime — это раздел «популярной» криминалистики, которая представлена в основном историями и анализом громких преступных случаев. Большую (или большую, как знать) часть занимают истории серийных убийц: сексуальных маньяков, маньяков-каннибалов, педофилов и всей прочей вереницы самого обсуждаемого уголка криминалистики.
Сейчас true crime разросся вне привычных — книги, документалки, исследования — источников. Он стал практически фэндомом, субкультурой, которая коллекционирует не только коллекции серии художественной публицистики о «серийниках», но и — в особом случае — рисунки убийц и личные вещи.
Почему же true crime со всей характерной ему жестокостью и мрачностью привлекает такое большое количество людей? Отношение к этой субкультуре также неоднозначное: кто-то считает подобное увлечение ненормальным, кто-то видит в нынешних «тру-краймерах» будущих преступников, а кто-то банально не понимает, каким образом описания убийства и издевательств могут кого-то увлекать (надеюсь, что не привлекать). Может ли человек, начитавшись true crime, последовать примеру и пойти убивать? Предварительный ответ: как правило, нет. Любая субкультура — это прежде всего увлечение, и «тру-краймеры» воспринимают получаемую информацию скорее в анализирующем ключе, нежели в восхищенном.
Соответственно, причины, по которым жанр стал таким популярным, в основном заключаются в анализе информации, а необходимость в этом анализе у каждого потребителя уже может быть разная.
· Понять психопата
Человек, живущий по моральным, этическим и культурным принципом, сталкиваясь с нарушением своих идеалов, прежде всего, конечно, злится. Боится. Негодует. Но после первородных чувств просыпается интерес: почему это произошло? Он — убийца — похож на меня. У него, вероятнее всего, есть семья, друзья, работа. Он родился со мной в одно или не особо далеко время. Что его сломало? Что заставило? Может ли это заставить меня, можно ли поставить себя на его место?
Мы часто сравниваем себя с другими людьми. В каких-то случаях это помогает стать лучше и научиться на чужих ошибках, в каких-то — безобразно бьет по самооценке, но тем не менее. Когда человек вдруг смотрит на убийцу — сравнение становится ужасающим, и вдруг возникает потребность понять, докопаться до причин и истоков.
Попыткой понять психопата (это слово, естественно, лирика, так как далеко не все из убийц и преступников были психопатами в научном смысле) занимались всегда и занимаются до сих пор. В этих попытках был создан соответствующий отдел ФБР, занимающийся портретированием потенциальных серийников; были написаны сотни книг, анализирующих феномен или отдельный случай; были сняты тысячи документальных фильмов или разборов на YouTube. И, учитывая определенные успехи того же ФБР если не в моментальном раскрытии, то в облегченном поиске убийц, попытки все же увенчиваются успехом.
Если хочешь поймать крысу, надо думать, как крыса (с)
· Предупрежден — значит, вооружен
Как понимание мотивов и ключевых действий серийников помогает ФБР создавать портреты и облегчать себе поиски, так и потребителями true-crime-контента могут воспользоваться примерами жертв в своей реальной жизни, как бы на самом деле печально это ни было.
В. Ионесян, советский убийца, проникающий в квартиры своих жертв с помощью фразы «Откройте, Мосгаз!», наверняка научил людей осторожнее относиться ко всем, кто стучится в квартиру. О. Косарев и В. Деев, изнасиловавшие огромное количество жертв в лифтах и подъездах, предупредили о том, что в лифты лучше не заходить с сомнительными попутчиками. История А. Пичушкина, убившего в Битцевском парке около пятидесяти человек (и это только доказанные), наверняка предостерегла хоть кого-то от пьянок в безлюдных местах с первым встречным.
Какими бы страшными ни были истории, они определенно способны научить слушателя осторожнее относиться к незнакомцам, простым встречным и в целом к миру. Возможно, такое отношение к миру покажется кому-то чрезмерным, однако в истории серийных убийц уже бывали случаи, где предусмотрительность спасала потенциальную жертву от смерти. К сожалению, убийцы и изуверы — это не единичный случай. Это вовсе не случай и не случайность — это целая система мышления, восприятия мира и идеалов. И здесь true crime помогает видеть «звоночки» и осторожнее относиться к собственной жизни.
· Фильмы ужасов из реальной жизни
Не секрет, что хоррор-фильмы, мистические теории и страшилки на ночь всегда привлекали людей. Страх является одним из самых сильных чувств, на которые способен человек, и в условиях отсутствия страха в реальной жизни человеку начинает хотеться испытать этот прилив адреналина. Легко ужасаться тому, как на экране нечисть убивает человека, лежа в удобной постели с банкой пива в руке.
Легко ужасаться живой нечисти, зная, что это происходит не с тобой. True crime истории также могут работать как хоррор-фильмы, только оказывают при этом еще более ужасающий эффект, ведь чудовища из этих историй реальны, принцессы не спасены, а принцев и вовсе не было. Оттого, возможно, «тру-краймеров» и не понимают: одно дело — смотреть фикцию, срежиссированную от и до, а другое — вовлекаться в самое настоящее преступление.
Стоит признать: как бы мы ни ужасались над историями true crime — нам хочется их читать, погружаться в них и получать свои дозы адреналина и страха, зная, что все эти чудовища уже давно пойманы.
· Насилие на экране — это привычка
Медианасилие — термин, определяющий жестокость, которую транслируют СМИ, медиа, ТВ и сейчас Интернет. Понятие это достойно, на мой взгляд, самых подробнейших исследований, так как оно косвенно порождает многие актуальные проблемы современного мира: киберсуициды, трэш-стримы, кибербуллинг и так далее.
Современные потребители true crime, как правило, выросли в эпоху, когда насилие на экранах дошло до своей пиковой точки. СМИ обожают громкие и шокирующие новости; зрители запоем смотрят трансляции по боксу; фильмы боготворят насилие. Современный человек настолько привык к насилию, что ему внезапно становится куда легче его воспринимать несмотря на то, что отношение к жестокости в мире сейчас скорее резко негативное.
Неискушенный зритель, конечно, шокируется от подобного жанра и его неприкрытой жестокости, но большинство — это стоит признать — воспримут информацию не с таким высоким уровнем тревоги. Насилие сейчас окружает нас повсеместно, и феномен десенсибилизации, подробно расписанный Дж. Брайант и С. Томпсон, т.е. снижения чувствительности к жестокости как таковой ввиду ее повсеместного распространения, плотно укоренился в сознании современного человека.
Лично у меня создается ощущение, что жестокость и насилие сейчас вызывают больше интереса, чем ужаса.
Сколько бы негодования и «ох, как ты можешь такое читать!» не вызывал true crime как жанр, он способен научить людей. Научить тому, какие бывают люди и под какими масками они могут прятаться, и тому, как себя от них уберечь.
/ ЕГУ, 2023.