Найти тему

ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОПРЯЖЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ У БЕГУНОВ-СТИПЛЬЧЕЗИСТОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Спиридонов Александр Валериевич,

магистрант Калужского Государственного Университета имени Константина Эдуардовича Циолковского,

РФ г. Калуга

Астахов Александр Викторович,

доцент Калужского Государственного Университета имени Константина Эдуардовича Циолковского.

РФ г. Калуга

Аннотация

Проблемы развития высоких результатов в беге на 3000м
с препятствиями во многом зависят от отсутствия единой методической подготовки. Стипль-чез относительно молодой вид. Он мало изучен, чаще всего спортсмены, которые не способны показать высокий результат на средние
и длинные дистанции, переходят на этот вид. То есть очень редко бегуны специализируется на данном виде изначально и избирают его с юного возраста как «основную дисциплину».

Ключевые слова

Бег с препятствиями в беге на 3000 метров, бегуны-стипельчезисты, техническая и физическая подготовка.

APPLICATIONS OF CONNECTED EFFECTS TECHNOLOGY

STIPLE CASE RUNNERS IN THE TRAINING PROCESS

Spiridonov Alexander Valerievich,

master student of the Kaluga State University named after Konstantin Eduardovich Tsiolkovsky,

Russian Federation Kaluga

Astakhov Alexander Viktorovich,

Associate Professor of the Kaluga State University named after Konstantin Eduardovich Tsiolkovsky.

Russian Federation Kaluga

Аnnotation

Problems of developing high results in the 3000m run

with obstacles largely depend on the lack of a unified methodological training. The Steeplechase is a relatively young species. It is little studied, most often athletes who are not able to show high results on average

and long distances, switch to this species. That is, it is very rare for runners to specialize in this sport from the very beginning and choose it from a young age as their “main discipline”.

Keywords

3000m steeplechase, steeplechase runners, technical and physical training.

ВВЕДЕНИЕ

В беге на средние и длинные дистанции уже накоплен огромный экспериментальный материал по вопросам спортивного отбора, контроля разных сторон подготовленности бегунов, а так же организации
и планирования тренировочного процесса.

В тоже время в структуре подготовки бегунов-стипльчезистоввыявлены определенные сложностив организации тренировочного процесса. Это вызвано тем, что перед тренером и спортсменом встает вопрос, как спланировать физическую и техническую подготовку бегунов одновременно. Ведущим методом решения задач двух видов подготовки совмещено является метод сопряженного воздействия [2, с.97].

Таким образом, анализ исследуемого вопроса позволил вскрыть наличие между необходимостью повышения спортивного мастерства квалифицированных бегунов-стипльчезистов и неразработанностью технологии использования сопряженных воздействий в тренировочном процессе у бегунов стипльчезистов.

И поэтому мы внедрили в тренировочный процесс бегунам стипельчизистам метод сопряженного воздействия, для улучшения результатов в беге на 3000 метров с препятствиями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Мы разработали тренировочную программу для бегунов экспериментальной группы. В рамках тренировочной программы мы использовали метод сопряженного воздействия, в котором спортсмены решали задачу повышения уровня скоростно-силовой и технической подготовленности у бегунов, специализирующихся в беге на 3000 метров с препятствиями.

Сопряженные воздействия как технология весьма разнообразна.
В современной спортивной практике ее активно применяют для развития физических качеств у легкоатлетов и повышения техники движений.

Экспериментальная группа на трех тренировочных занятиях из шести развивала скоростно-силовые качества, а также совершенствовала технику преодоления барьера, используя метод сопряженных воздействий.

В контрольной группе упражнения на технику преодоления препятствий и развития скоростно-силовых качеств выполнялись раздельно, в разных частях тренировочного занятия. Фрагмент недельного цикла тренировок контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Фрагмент недельного цикла тренировок контрольной и экспериментальной групп

Недельный цикл тренировок в контрольной группе

Недельный цикл тренировок в экспериментальной группе (метод сопряженного воздействия)

Понедельник: (основная часть) - 2 серии по 5 забеганий в подъем, с уклоном в 10-15 градусов, на дистанцию 200 метров, в которой первые 100 метров спортсмен преодолевает с максимальным ускорением, а вторые 100 метров осуществляет бег прыжками на каждый шаг с максимальным продвижением.

Понедельник: (основная часть, упражнения выполняются с манжетами на ногах, вес манжет 500 гр.) - 2 серии по 5 забеганий в подъем, с уклоном в 10-15 градусов, на дистанцию 200 метров, в которой первые 100 метров спортсмен преодолевает с максимальным ускорением, а вторые 100 метров осуществляет бег прыжками на каждый шаг с максимальным продвижением.

Вторник: (основная часть) –фартлек 3 км (600 м активнее, 600 м спокойнее, разница между активным бегом и спокойным 20 сек), далее отдых 1 км медленного бега, далее 2 км (400 м активно, 400 м спокойнее, разница между отрезками в скорости – 15 сек), далее 1 км медленного бега и ускорение 1 км с максимально возможным темпом.

Вторник: (основная часть) – фартлек 3 км (600 м активнее, 600 м спокойнее, разница между активным бегом и спокойным 20 сек), далее отдых 1 км медленного бега, далее 2 км (400 м активно, 400 м спокойнее, разница между отрезками в скорости – 15 сек), далее 1 км медленного бега и ускорение 1 км с максимально возможным темпом.

Среда: (основная часть) - 3 серии по 10 упражнений, с использованием барьеров. Высота барьера 0.84 м, расстояние между барьерами составляет 1 метр. Количество барьеров – 10:

1) Барьерная ходьба с боку барьера для толчковой ноги (10 барьеров правой ногой);

2) Барьерная ходьба с боку барьера для толчковой ноги (10 барьеров левой ногой);

3) Барьерная ходьба через шаг через середину барьера (10 барьеров на правую ногу атакующую);

4) Барьерная ходьба через шаг через середину барьера (10 барьеров на левую ногу атакующую);

5) Барьерная ходьба на каждый шаг через середину барьера (10 барьеров);

6) Перенос прямой правой ноги с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

7) Перенос прямой левой ноги с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

8) Перенос согнутой правой ноги в коленном суставе под углом 90 градусов с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

9) Перенос согнутой левой ноги в коленном суставе под углом 90 градусов с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

10) Прыжки через барьер на двух ногах (10 барьеров).

Среда: (основная часть, упражнения выполняются с манжетами на ногах, вес манжет 500 гр.) - 3 серии по 10 упражнений, с использованием барьеров. Высота барьера 0.84 м, расстояние между барьерами составляет 1 метр. Количество барьеров – 10:

1) Барьерная ходьба с боку барьера для толчковой ноги (10 барьеров правой ногой);

2) Барьерная ходьба с боку барьера для толчковой ноги (10 барьеров левой ногой);

3) Барьерная ходьба через шаг через середину барьера (10 барьеров на правую ногу атакующую);

4) Барьерная ходьба через шаг через середину барьера (10 барьеров на левую ногу атакующую);

5) Барьерная ходьба на каждый шаг через середину барьера (10 барьеров);

6) Перенос прямой правой ноги с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

7) Перенос прямой левой ноги с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

8) Перенос согнутой правой ноги в коленном суставе под углом 90 градусов с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

9) Перенос согнутой левой ноги в коленном суставе под углом 90 градусов с боку барьера с продвижением (10 барьеров);

10) Прыжки через барьер на двух ногах (10 барьеров).

Четверг: выходной день.

Четверг: выходной день.

Пятница: кросс 12 км, после окончания кросса, спорстмены выполняют 10 специально-беговых упражнений по 100 м, через 100 м медленного бега.

Пятница: кросс 12 км, после окончания кросса, спортсмены выполняют 10 специально-беговых упражнений по 100 м, через 100 м медленного бега.

Суббота: (основная часть)10 пробеганий по 400 метров с 4 препятствиями на беговом кругу, расставленных на отметках стипельчеза, без ямы с водой. Отдых составляет 200 м медленного бега. Высота барьера – 0.91 м.

Суббота: (основная часть, пробегания осуществляются в отягощающим жилете весом 1 кг) 10 пробеганий по 400 метров с 4 препятствиями на беговом кругу, расставленных на отметках стипельчеза, без ямы с водой. Отдых составляет 200 м медленного бега. Высота барьера – 0.91 м.

Воскресенье: (основная часть) кросс 16 км в спокойном темпе, с ЧСС не выше 170 уд/мин.

Воскресенье: (основная часть) кросс 16 км в спокойном темпе, с ЧСС не выше 170 уд/мин.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участие 12 легкоатлетов возраста 16-17 лет, которые имеют I-II взрослые разряды. На основе результатов пробегания основных соревновательных дистанций 3000 метров бегуны были разделены на две группы: контрольную(КГ) и экспериментальную(ЭГ), по 6 человек в каждой. Обе группы тренировались в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по легкой атлетике 6 раз в неделю.

Результаты тестирования спортсменов на начальном этапе экспериментального исследования представлены в таблице 2 (среднее значение)

Таблица 2–Результаты тестирования уровня скоростно-силовых качеств и технической подготовленности у бегунов контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе исследования

Тесты

Результаты(М)

КГ (n-6)

ЭГ (n-6)

Тест оптимальности бегового шага в беге по прямой (баллы)

3,6

3,6

Прыжок в длину с места (см)

241

242.1

Бег 60м с барьерами (мин.сек)

9,6

9,7

Бег 2000м (мин.сек)

6.19,4

6.19,4

Из данных таблицы видно, что на начальном этапе экспериментального исследования спортсмены контрольной и экспериментальной групп имеют небольшие различия в уровне развития скоростно-силовых качеств и технической подготовленности. Из этого следует, что группы однородны.

На завершающем этапе педагогического эксперимента, после реализации предложенной нами технологии сопряженного воздействия, спортсмены обеих групп прошли тестирование уровня развития скоростно-силовых качеств и технической подготовленности. Результаты повторного тестирования представлены в таблице 3 (среднее значение).

Таблица 3– Результаты тестирования уровня скоростно-силовых качеств и технической подготовленности у бегунов контрольной и экспериментальной групп в конце экспериментального исследования:

Тесты

Результаты(М)

ЭГ (n-6)

КГ (n-6)

Тест оптимальности бегового шага в беге по прямой (баллы)

4.6

3.8

Прыжок в длину с места (см)

259

242

Бег 60м с барьерами (мин.сек)

8.9

9.6

Бег 2000м (мин.сек)

6.00,8

6.19,2

Из данных таблицы,нами наблюдаются, что улучшение результатов в тестовых упражнениях, произошло как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Мы наблюдаем прирост результатов в экспериментальной группе, и он значительно выше, чем в контрольной группе.

Далее мы осуществили сравнительный анализ среднего значения результатов обеих групп на начальном этапе эксперимента и в конце нашего эксперимента в каждой группе. Результаты рассчитались по критерию Стьюдента и представлены в таблице 4 и 5.

Таблица 4–Изменение показателей в тестовых упражнениях в начале и в конце экспериментального исследования в контрольной группе

Тесты

Х±m

t

p

Начало

Конец

Тест оптимальности бегового шага в беге по прямой (баллы)

3.67±0.22

3.83±0.14

0,6

>0,05

Прыжок в длину с места (см)

241±0.94

244±0.58

2,5

>0,05

Бег 60м с барьерами (мин.сек)

9.6±0.03

9.6±0.03

1,2

>0,05

Бег 2000м (мин.сек)

6.19,4±0.29

6.19,2±0.35

0,7

>0,05

Представленные выше значения в контрольной группе в конце эксперимента имеют незначительный прирост результатов.

По критерию Стьюдента после эксперимента в контрольной группе t критерийt больше табличного значения t0.05, то различия между первыми и вторыми измерениями можно считать достоверными. Полученные эмпирические значения t на тест оптимальности бегового шага в беге по прямой, в беге на 60 м с/б и в беге на 2000 м находятся в зоне незначимости, а втестирование прыжка в длину - находятся в зоне неопределенности. Данные показатели зависят от этапа спортивной подготовки (базовый период) спортсменов.

Таблица 5–Изменение показателей в тестовых упражнениях в начале и в конце экспериментального исследования в экспериментальной группе

Тесты

Х±m

t

p

Начало

Конец

Тест оптимальности бегового шага в беге по прямой (баллы)

3.67±0.22

4.67±0.22

3,4

>0,05

Прыжок в длину с места (см)

242±0.72

259±1.89

11,6

>0,05

Бег 60м с барьерами (мин.сек)

9.7±0.016

8.9±0.043

15,6

>0,05

Бег 2000м (мин.сек)

6.19,4±0.34

6.00,8±1.19

14,1

>0,05

Исходя их данных таблицы тестирования, по завершению эксперимента, между показателями экспериментальной группы наблюдается весомый прирост результатов. Средние показатели прохождения всех тестов в экспериментальной группе значительно выросли. По полученным данным прирост показателей в экспериментальной группе, значительно превышает показатели контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ данных таблицы 5 позволяет считать, что включение в тренировочный процесс технологии сопряженного воздействия в экспериментальной группе способствует повышению уровня развития скоростно-силовых качеств и технической подготовленности у бегунов-стипельчезистов.

Отсюда следует, что развитие скоростно-силовых качеств и технической подготовленности у бегунов-стипельчезистов, с помощью технологии сопряженного воздействия, показало свою эффективность.

Список литературы:

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Под общ.ред. Н.Н. Маликова - М.: Академия, 2009, 528 с.

2. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. "Человек", 2007, 272 с.

3. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта. - Издательство Амурский Гуманитарно - педагогический Госсдарственный Университет. Комсомольск - на Амуре. 2012,131 с.

Попов В. Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. Издание 2-е, стереотипное. - М.: Человек, 2011. - 224 с., ил. (Библиотека легкоатлета).

Бег
2219 интересуются