14 февраля авиакомпания Air India (AI) объявила о подписании соглашений с ведущими авиапроизводителями на рекордное количество самолётов для региона.
Это подробности того, что и отчасти почему было куплено.
Региональный рекорд Boeing: до 290 самолётов в одном контракте
В отличие от европейцев, американскому производителю ещё не удавалось продать в Индию свои самолёты сразу сотнями. В день Святого Валентина наконец получилось:
- 190 узкофюзеляжных Boeing 737 MAX версий 8 и 10 плюс 50 единиц в опционе (праве покупки позднее на заранее оговорённых условиях),
- 20 широкофюзеляжных Boeing 787-9 с опционом ещё на 20 машин,
- 10 флагманов нынешней американской модельной линейки, Boeing 777-9; национальный перевозчик Индии станет лишь девятым пользователем пассажирской версии этой модели, и это первый заказ на 777-9 с марта 2019 года - отдельный праздник.
Авиакомпания также подписала Boeing Global Services на обслуживание по контракту жизненного цикла всех этих авиалайнеров. Куда среди прочего входят поставка IT-решений, программы предоставления запчастей и шасси, обучение пилотов и техников, проведение работ по модификации самолётов, когда и если таковые программы будут внедряться.
250 самолётов Airbus, поставки уже с этого года
Европейцы продали номинально меньше, но зато без опционов. То есть, Air India безо всяких опционов точно намерена купить две с половиной сотни машин:
Поставки начнутся уже в конце текущего года, откроют поток Airbus A350-900.
Эти 250 самолётов как заменят стареющие и понемногу выводимые из эксплуатации, так и расширят флот национального перевозчика.
В следующей декаде Индия станет самой большой страной в мире по численности населения. И, демонстрируя самые высокий экономический рост в G20, среди прочего получит третий по величине авиарынок — после США и Китая. Поэтому и индийские авиакомпании становятся лидерами по заказу нового флота.
CFM International: рекорд за всю историю компании
Итак, соглашения с Airbus и Boeing включают суммарно 400 узкофюзеляжных самолётов: 210 Airbus A320neo/A321neo и 190 Boeing 737 MAX 8/MAX 10.
И для них всех авиакомпания логично выбрала единого поставщика силовых установок. Для американских самолётов, впрочем, выбора и не было.
Итого, CFM International поставит перевозчику 800 двигателей LEAP (420 LEAP-1A для семейства A320neo, 380 LEAP-1B для линейки MAX) плюс запчасти, а потом ещё и будет их обслуживать в рамках контракта жизненного цикла. И это крупнейший контракт производителя за всю его историю.
Отношения между контрагентами развиваются уже довольно давно: первые американо-французские двигатели ещё модели CFM56-5B попали в Air India в 2002 году на Airbus A320ceo. С 2017 года на получаемых авиакомпанией A320neo стоят уже LEAP-1A, и это стало их первым проникновением на индийский рынок, где новую европейскую узкофюзеляжную линейку до тех пор предпочитали моторизировать продуктами Pratt&Whitney.
Rolls-Royce: первая продажа
Рекорд ставит и Rolls-Royce, да ещё и удивительного свойства.
Для 34 самолётов Airbus A350-1000 и 6 Airbus A350-900 потребуются 80 двигателей, и так как на них ставятся только Trent XWB, то контракт с британским производителем выглядит логичным. 68 Trent XWB-97 плюс опцион ещё на 20 единиц для самого крупного ныне европейского самолёта и 12 Trent XWB-84 для его «стандартного» собрата.
Так вот. Это будет первым проникновением Rolls-Royce на индийский рынок. До сих пор ни одна авиакомпания не выбирала его моторы для своих самолётов. Разумеется, сделка сразу делает Air India главным пользователем и ключевым клиентом британцев в Южной Азии, а когда поставки будут завершены - так и вовсе владельцем самого большого парка Trent XWB-97 в мире.
Rolls-Royce «подогревал» продажу довольно давно и обстоятельно. Значительная часть компонентов для XWB (и для других линеек тоже) производится в Индии, причём компанией Tata Advanced Systems Limited (TASL) — частью холдинга Tata Group, предприятию которого уже год принадлежит сама Air India. А Tata Consultancy Services сотрудничает с Rolls-Royce в части инженерных и разработок.
GE Aerospace: сорок лет в Индии
У GE никаких рекордов не вышло. Хотя, может быть, это своеобразный показатель класса: двигатели этого производителя приводят в движение самолёты Air India почти ровно сорок лет. С 1982 года, когда авиакомпания получила свой первый Airbus A300 с моторами General Electric CF6. А сегодня и вовсе весь её широкофюзеляжный парк летает на GEnx и GE90.
На продажах присутствие американской компании не исчерпывается. Производитель заказывает здесь и детали для двигателей, и разработку. В частности, инженеры Технологического центра Джона Ф. Уэлча (JFWTC) в Бангалоре, штат Карнатака, занимались анализами и валидацией тестов при разработке технологий для GE9X, GEnx и CFM LEAP.
В этот раз американский производитель реализовал:
- 20 более крупных GE9X для десяти Boeing 777-9 и
- сервисный контракт TrueChoice™.
Впрочем, успех CFM International в GE записывают и на свой счёт, так как являются совладельцами (пополам с французской Safran) компании.
Не двигателем единым
К тому же, на поставка двигателей - это далеко не весь доход GE Aerospace от продаж широкофюзеляжных Boeing.
Для Boeing 777-9 производитель выпускает:
- бортовой самописец (EAFR),
- систему управления электрической нагрузкой (ELMS),
- резервный генератор / резервный преобразователь (BUG/BUC) и
- общую базовую систему (Common Core System; CCS), которую называют «центральной нервной системой» самолёта, так как в CCS выполняет функции авионики и ряда утилит, что позволяет сократить массу планера путём исключения значительного количества проводов и ящиков для размещения их управляющих процессоров, когда они были отдельными системами.
GE Aerospace поставляет CCS и EAFR также и для Boeing 787.
Откуда деньги у банкрота
К началу нынешнего века Air India, всё ещё оставаясь полносервисной авиакомпанией, растеряла весь свой былой шик и превратилась в перманентно проблемного перевозчика с неэффективным государственным менеджментом.
В крутое "финансовое" пике бывшая национальная гордость отправилась после объединения в 2007 году с другим государственным активом, Indian Airlines. В 2012 году комиссия Министерства по корпоративным вопросам Индии постановила, что перевозчик должен быть приватизирован. С тех пор длились подготовка компании к продаже, заливание государственными деньгами потерь и поиск подходящего покупателя. Что, впрочем, отнюдь не мешало ей экстенсивно развиваться и двигаться в топе индийских авиакомпаний между третьим и пятым местами.
Наконец 8 октября 2021 года Air India, лоукостер Air India Express и половина хендлинговой компании AISATS были проданы Talace Private Limited, аффилиату концерна Tata Sons. 27 января 2022 года авиакомпания окончательно перешла в группу семьи Тата. Точнее, вернулась, потому что она была основана в 1932 году как Tata Air Services Джехангиром Татой (J. R. D. Tata), а государственной стала в результате национализации в первые годы независимости Индии.
И вот, "год в семье" был отмечен крупнейшими заказами у обоих главных мировых авиапроизводителей.