Найти в Дзене
Aeronautica

Крупнейшая продажа самолётов в Южной Азии

14 февраля авиакомпания Air India (AI) объявила о подписании соглашений с ведущими авиапроизводителями на рекордное количество самолётов для региона. Это подробности того, что и отчасти почему было куплено. Региональный рекорд Boeing: до 290 самолётов в одном контракте В отличие от европейцев, американскому производителю ещё не удавалось продать в Индию свои самолёты сразу сотнями. В день Святого Валентина наконец получилось: Авиакомпания также подписала Boeing Global Services на обслуживание по контракту жизненного цикла всех этих авиалайнеров. Куда среди прочего входят поставка IT-решений, программы предоставления запчастей и шасси, обучение пилотов и техников, проведение работ по модификации самолётов, когда и если таковые программы будут внедряться. 250 самолётов Airbus, поставки уже с этого года Европейцы продали номинально меньше, но зато без опционов. То есть, Air India безо всяких опционов точно намерена купить две с половиной сотни машин: Поставки начнутся уже в конце текущег
Оглавление

14 февраля авиакомпания Air India (AI) объявила о подписании соглашений с ведущими авиапроизводителями на рекордное количество самолётов для региона.

Это подробности того, что и отчасти почему было куплено.

Региональный рекорд Boeing: до 290 самолётов в одном контракте

В отличие от европейцев, американскому производителю ещё не удавалось продать в Индию свои самолёты сразу сотнями. В день Святого Валентина наконец получилось:

  • 190 узкофюзеляжных Boeing 737 MAX версий 8 и 10 плюс 50 единиц в опционе (праве покупки позднее на заранее оговорённых условиях),
  • 20 широкофюзеляжных Boeing 787-9 с опционом ещё на 20 машин,
  • 10 флагманов нынешней американской модельной линейки, Boeing 777-9; национальный перевозчик Индии станет лишь девятым пользователем пассажирской версии этой модели, и это первый заказ на 777-9 с марта 2019 года - отдельный праздник.

Авиакомпания также подписала Boeing Global Services на обслуживание по контракту жизненного цикла всех этих авиалайнеров. Куда среди прочего входят поставка IT-решений, программы предоставления запчастей и шасси, обучение пилотов и техников, проведение работ по модификации самолётов, когда и если таковые программы будут внедряться.

Рендер со всеми четырьмя моделями Boeing из заказа (сверху - ещё не выпускаемый серийно Boeing 777-9)
Рендер со всеми четырьмя моделями Boeing из заказа (сверху - ещё не выпускаемый серийно Boeing 777-9)

250 самолётов Airbus, поставки уже с этого года

Европейцы продали номинально меньше, но зато без опционов. То есть, Air India безо всяких опционов точно намерена купить две с половиной сотни машин:

  • 140 самолётов A320neo,
  • 70 более длинных и вместительных A321neo,
  • 6 широкофюзеляжных A350-900 и
  • 34 наиболее крупных самолётов в линейке европейского производителя, A350-1000.

Поставки начнутся уже в конце текущего года, откроют поток Airbus A350-900.

Эти 250 самолётов как заменят стареющие и понемногу выводимые из эксплуатации, так и расширят флот национального перевозчика.

В следующей декаде Индия станет самой большой страной в мире по численности населения. И, демонстрируя самые высокий экономический рост в G20, среди прочего получит третий по величине авиарынок — после США и Китая. Поэтому и индийские авиакомпании становятся лидерами по заказу нового флота.

А это рендер с моделями Airbus; на переднем плане флагман, Airbus A350-1000
А это рендер с моделями Airbus; на переднем плане флагман, Airbus A350-1000

CFM International: рекорд за всю историю компании

Итак, соглашения с Airbus и Boeing включают суммарно 400 узкофюзеляжных самолётов: 210 Airbus A320neo/A321neo и 190 Boeing 737 MAX 8/MAX 10.

И для них всех авиакомпания логично выбрала единого поставщика силовых установок. Для американских самолётов, впрочем, выбора и не было.

Итого, CFM International поставит перевозчику 800 двигателей LEAP (420 LEAP-1A для семейства A320neo, 380 LEAP-1B для линейки MAX) плюс запчасти, а потом ещё и будет их обслуживать в рамках контракта жизненного цикла. И это крупнейший контракт производителя за всю его историю.

Отношения между контрагентами развиваются уже довольно давно: первые американо-французские двигатели ещё модели CFM56-5B попали в Air India в 2002 году на Airbus A320ceo. С 2017 года на получаемых авиакомпанией A320neo стоят уже LEAP-1A, и это стало их первым проникновением на индийский рынок, где новую европейскую узкофюзеляжную линейку до тех пор предпочитали моторизировать продуктами Pratt&Whitney.

CFM International благодаря своему очень удачному двигателю "классической" конструкции LEAP (в отличие от инновационного конкурента PW1000G от Pratt&Whitney с редуктором) занимает на мировом рынке лидирующую позицию в нише магистральных узкофюзеляжных самолётов
CFM International благодаря своему очень удачному двигателю "классической" конструкции LEAP (в отличие от инновационного конкурента PW1000G от Pratt&Whitney с редуктором) занимает на мировом рынке лидирующую позицию в нише магистральных узкофюзеляжных самолётов

Rolls-Royce: первая продажа

Рекорд ставит и Rolls-Royce, да ещё и удивительного свойства.

Для 34 самолётов Airbus A350-1000 и 6 Airbus A350-900 потребуются 80 двигателей, и так как на них ставятся только Trent XWB, то контракт с британским производителем выглядит логичным. 68 Trent XWB-97 плюс опцион ещё на 20 единиц для самого крупного ныне европейского самолёта и 12 Trent XWB-84 для его «стандартного» собрата.

Так вот. Это будет первым проникновением Rolls-Royce на индийский рынок. До сих пор ни одна авиакомпания не выбирала его моторы для своих самолётов. Разумеется, сделка сразу делает Air India главным пользователем и ключевым клиентом британцев в Южной Азии, а когда поставки будут завершены - так и вовсе владельцем самого большого парка Trent XWB-97 в мире.

Rolls-Royce «подогревал» продажу довольно давно и обстоятельно. Значительная часть компонентов для XWB (и для других линеек тоже) производится в Индии, причём компанией Tata Advanced Systems Limited (TASL) — частью холдинга Tata Group, предприятию которого уже год принадлежит сама Air India. А Tata Consultancy Services сотрудничает с Rolls-Royce в части инженерных и разработок.

Rolls-Royce, как ни удивительно, на рынке Индии до сих пор не мог продать ни одного своего нового двигателя. Но заход через партнёрство с Tata Group оказался успешным
Rolls-Royce, как ни удивительно, на рынке Индии до сих пор не мог продать ни одного своего нового двигателя. Но заход через партнёрство с Tata Group оказался успешным

GE Aerospace: сорок лет в Индии

У GE никаких рекордов не вышло. Хотя, может быть, это своеобразный показатель класса: двигатели этого производителя приводят в движение самолёты Air India почти ровно сорок лет. С 1982 года, когда авиакомпания получила свой первый Airbus A300 с моторами General Electric CF6. А сегодня и вовсе весь её широкофюзеляжный парк летает на GEnx и GE90.

На продажах присутствие американской компании не исчерпывается. Производитель заказывает здесь и детали для двигателей, и разработку. В частности, инженеры Технологического центра Джона Ф. Уэлча (JFWTC) в Бангалоре, штат Карнатака, занимались анализами и валидацией тестов при разработке технологий для GE9X, GEnx и CFM LEAP.

В этот раз американский производитель реализовал:

  • 40 двигателей GEnx-1B для двадцати самолётов Boeing 787-9,
  • 20 более крупных GE9X для десяти Boeing 777-9 и
  • сервисный контракт TrueChoice™.

Впрочем, успех CFM International в GE записывают и на свой счёт, так как являются совладельцами (пополам с французской Safran) компании.

Для GE индийская авиакомпания - давно действующий клиент. Сейчас все широкофюзеляжные самолёты Air India летают на двигателях GE
Для GE индийская авиакомпания - давно действующий клиент. Сейчас все широкофюзеляжные самолёты Air India летают на двигателях GE

Не двигателем единым

К тому же, на поставка двигателей - это далеко не весь доход GE Aerospace от продаж широкофюзеляжных Boeing.

Для Boeing 777-9 производитель выпускает:

  • бортовой самописец (EAFR),
  • систему управления электрической нагрузкой (ELMS),
  • резервный генератор / резервный преобразователь (BUG/BUC) и
  • общую базовую систему (Common Core System; CCS), которую называют «центральной нервной системой» самолёта, так как в CCS выполняет функции авионики и ряда утилит, что позволяет сократить массу планера путём исключения значительного количества проводов и ящиков для размещения их управляющих процессоров, когда они были отдельными системами.

GE Aerospace поставляет CCS и EAFR также и для Boeing 787.

Откуда деньги у банкрота

К началу нынешнего века Air India, всё ещё оставаясь полносервисной авиакомпанией, растеряла весь свой былой шик и превратилась в перманентно проблемного перевозчика с неэффективным государственным менеджментом.

В крутое "финансовое" пике бывшая национальная гордость отправилась после объединения в 2007 году с другим государственным активом, Indian Airlines. В 2012 году комиссия Министерства по корпоративным вопросам Индии постановила, что перевозчик должен быть приватизирован. С тех пор длились подготовка компании к продаже, заливание государственными деньгами потерь и поиск подходящего покупателя. Что, впрочем, отнюдь не мешало ей экстенсивно развиваться и двигаться в топе индийских авиакомпаний между третьим и пятым местами.

В середине XX века Air India была передовой авиакомпанией. Так, она первой в Азии начала регулярные рейсы на реактивных самолётах (Boeing 707, если точнее, - на фото)
В середине XX века Air India была передовой авиакомпанией. Так, она первой в Азии начала регулярные рейсы на реактивных самолётах (Boeing 707, если точнее, - на фото)

Наконец 8 октября 2021 года Air India, лоукостер Air India Express и половина хендлинговой компании AISATS были проданы Talace Private Limited, аффилиату концерна Tata Sons. 27 января 2022 года авиакомпания окончательно перешла в группу семьи Тата. Точнее, вернулась, потому что она была основана в 1932 году как Tata Air Services Джехангиром Татой (J. R. D. Tata), а государственной стала в результате национализации в первые годы независимости Индии.

И вот, "год в семье" был отмечен крупнейшими заказами у обоих главных мировых авиапроизводителей.

Основатель Air India Джехангир Тата. Это фото 1955 года, когда он уже потерял своё детище. Создавал он её будучи совсем молодым человеком
Основатель Air India Джехангир Тата. Это фото 1955 года, когда он уже потерял своё детище. Создавал он её будучи совсем молодым человеком