Люди, далекие от племенного разведения кошек или собак, да и любых других декоративных или рабочих, да и сельхоз-животных видят в селекции просто "еще один вид бизнеса". Однако, везде есть "нюансы"...
Начало этой истории здесь:
Цель бизнеса, само собой, извлечение прибыли. Выгодным может стать производство какой-либо продукции при условиях качественного, но наиболее дешевого "исходного сырья", максимально "рентабельного" производства с минимальными расходами и максимально выгодными продажами (маркетинг) полученного продукта.
Возможно ли эти правила перенести на кошек?
А давайте посмотрим на "кошку" как на товар. В некотором историческом аспекте.
"Просто кошка" - домашнее животное-компаньон, практически обесцененное в России до уровня "что-то бегает в амбарах, мышей ловит". Отношение к котам на Руси всегда было доброжелательным, но в то же время кот мог получить пинка, если сунулся куда не надо, или заряд соли под хвост, если полез в соседский сад. Культуры содержания, как это понимается сейчас не было от слова вообще. Коты должны были гонять конкурентов и мелких хищников от амбаров, а кошки ценились как ловцы грызунов. Кастрация отрицалась, потому что полноценная кошка лучший охотник. Ненужные котята топились или закапывались, как ни жутко это звучит сегодня.
При этом в СССР котята были востребованные, их достаточно быстро разбирали по соседям, большинство семей, даже перебравшись из села в города продолжали жить с кошкой в семье. Котят продавали на так называемых "Птичьих рынках", но это был не "бизнес", а пристраивание "за копеечку". Кошки плодятся, базары стоят. На базарах сидели бабульки, собиравшие котят у домохозяек с доплатой "на корм, если сразу не пристроится". Да и с покупателя брали символическую плату: 1-3 советских рубля (3-10 мороженных эскимо). Вот такой нехитрый кошачий бизнес.
Фелинология, наука о кошках ворвалась в советскую реальность как какое-то удивительное хобби. Оказалось, что породистая кошка это живое произведение искусства. Первые импортированные породистые кошки производили фурор, тем что они отличались как барыни от крестьянок от привычных барсиков и мурзиков. Первые заводчики покупали квартиры и автомобили. Ценители платили баснословные деньги, чтобы не томиться в листе ожидания. Из-за "железного занавеса" импорт животных был ограничен. Валютные операции вне закона, загранпаспорта и визы были чем-то из чужой жизни. Но, все течет, все меняется. И, советское, а вскоре и российское кошачье любительство начало стремительно развиваться.
А куда делся "птичий рынок"? Он, постепенно перешел из базаров на доски объявлений и выставки. А что делать обывателю? Как разобраться? Почему этот кот стоит как автомобиль, а вот ну такой же, 100 долларов? Обыватель привык, что коты ничего не стоят, они же сами плодятся: кот+кошка=котята! Так почему бы и нам, ВСЕМ нам не кинуться в простой бизнес? 10-15лет стихийное развитие российской фелинологии происходило почти без правил, не обращая внимание на редких специалистов и правила серьезных организаций. Полуперс. Трехчетвертной британец. Мама без родословной, а папа по объявлению.
Помните такие времена?
И к чему они привели?
Отношение обывателя к заводчикам, ведущим серьезную племенную работу на основе селекционных и ветеринарных правил, покупающим дорогущих производителей, ездящим по выставкам и пропагандирующим породу стало сугубо негативным. БАРЫГИ! Зарвавшиеся барыги. Почему вы нам не хотите отдавать ваших котят за 100 баксов, как в "Из Рук в Руки" (помните такую газету и сайт)? Прям какое-то предреволюционное состояние, просится аналогия на отношение люмпена к интеллигенции. И эти настроения, когда верхи не хотят, а низы не могут, подогреваемое зоошизой (в которую извратилась зоозащита, почувствовав вкус халявных денег от сочувствующих брошенным котикам) привели к конфликту, агрессивному конфликту между заводчиком-творцом и людскими массами, желающими "халяву"!
Почему же "эти звезды" продают котят так дорого? Понты? Короны давят?
Давайте попробуем приподнять занавес и заглянуть в питомниковую "кухню".
В первой статье этого цикла я предложила самый простой, очень бережный "бизнес-план" для желающих разбогатеть на кошках. В своих расчетах я минимализировала все затраты почти вполовину, но мы увидели, что создание небольшого домашнего питомника модной востребованной породы требует более чем миллионных вложений на стартовом периоде (до появления первых котят).
Ссылка на статью:
Я не хочу пугать никакими страшилками о дополнительных затратах из-за форс-мажоров (ветеринарные расходы, эпидемии, гибель производителей или новорожденных), правильном маркетинге, без которого не продать котят даже в половину той цены, которую мы затратили на покупку основателей (вебсайт, профи-фотографии, выставочная карьера с целью наработки популярности и известности, работа в соцсетях, платная реклама).
Возьмем просто ту минимальную цифру, вложенную в рождение первых 2 пометов нашего "чисто гипотетического" беспроблемного питомника: 1 миллион 150 т.р. + затраты на выращивание котят (около 25-30 т.р все про все на котенка). По какой цене нам продавать малышек? Хочется по 3000 евро, как стоили производители. Или дороже! Новые крови, да и у нас корона на голове блестит.
А вот она - реальность:
- Я согласна заплатить вам 25 тыщ за котенка!
- У меня нет таких денег, вы с ума сошли столько ЗА КОШКУ просить?
- Дайте скидку 50%! Я же к вам обратилась, значит вас осчастливила своим явлением!
- А какие вы гарантии даете, если я его все же куплю?
Отвечу уже сказанными словами моей подруги из мира кошек Алены Заневской:
Просить на старте существенную скидку на качественное здоровое животное как за брак - это оскорблять меня как производителя и попытка обесценить мой труд и самого котенка. Скажите, торгующиеся, а вы - эксперт в породе?
Во-вторых. Если просить скидку - значит просить денег. Если просят денег у незнакомого человека, значит, "барьер пройден", и они просят денег - у всех. Клянчить - во все времена было неприлично. Получается, эти люди, прежде всего, не уважают самих себя.
Аргумент - но вы же ничего не сделали! Кошка сама от кота рожала - сносят у меня крышу. Но, хотя в душе демон просит облить их зеленкой, я мило улыбаясь показываю на гору стройматериала в коридоре и предлагаю ничего не потратив сделать мне ремонт в ванной (все закуплено, вам же ничего не тратить!). И тут люди начинают думать.
Породистая кошка - это предмет роскоши (зоошиза шипит из-за угла и готовит вонючие бомбочки, плиз, комментарии открыты для всех). И, если вы захотели, приняли обдуманное решение приобрести предмет роскоши, готовьтесь платить.
Породная кошка подобна картине. И, чем заводчик талантливее, удачнее, везучее, тем котенок выходит красивее. А значит дороже (потому что помимо того миллиона в него еще вложено сердце, душа, бессонные ночи и любовь).
Вы можете себе представить, что вы пришли в антикварный магазин за древней китайской вазой и начинаете торговаться (скидочку в половину, я обещаю вазочку любить и пыль своевременно с нее протирать) - что подумают окружающие? Вас просто попросят на выход. Если то же самое происходит в питомнике - возмущению нет предела. Это в душе нашего вполне состоятельного клиента голову приподнял тот мещанин, покупавший прошлого кота на Птичке за 60 копеек.
Поэтому бизнес на котиках это не только просчитанный бизнес-план, но и наши реалии. Особенно реалии сегодняшнего дня, когда мир закрыт для наших котиков:
- с 2022го года по политическим причинам российские котики изгнаны с помостов зарубежных выставок и не моут даже зарегистрироваться в заграничных клубах. Заводчики потеряли покупателей-ценителей из Европы
- с 2022го года нас отключили от SWIFT и стал затруднен перевод денег от потенциальных покупателей из доступных для доставки котов стран (Китай, Азия, Америки). В результате всех маневров до заводчика доходит значительно меньшая часть запрошенной суммы, которая в России превращается в рубли по искусственно сбитому курсу. Поэтому зарубежные продажи становятся практически бессмысленными с точки зрения денег. Особенно, если учесть все дополнительные хлопоты и расходы, связанные с импортом.
- с 2022го года нам закрыли небо. Авиакомпании-монополисты, осуществляющие вылеты из России отбивают недополученные в ковидные времена прибыли, завышая цены на авиабилеты и оплату провоза животных в ДЕСЯТКИ раз. Поэтому, кода наш потенциальный импортный покупатель узнает, что цена доставки значительно дороже цены котенка, сливается с темы
- с 2022го года нам отключили западные ресурсы и соцсети, из которых предварительно убрали китайцев, являющихся одними из самых щедрых покупателей и там стала невозможна платная реклама. То есть осложнились пути доведения информации о наших предложениях до потенциальных клиентов
Поэтому смотри пункт 1, как говорится, и сейчас заводчики представляют отечественному рынку котят высшего сорта по шокирующим ценам. А тут - менталитет, хамство, неуважение и принижение работы заводчика. К чему это ведет и что мы видит по итогам первого смутного года?
- огромное количество успешных питомников закрывается или значительно сокращает поголовье животных
- большое количество котят с высоким потенциалом кастрируется и продается по ценам домашних питомцев, загоняя питомники в кредиты и долги
Вот такой вот бизнес по-русски можно сделать сегодня на котиках...
А нафига тогда вы всем этим занимаетесь?
А вот про это мы поговорим чуть позже...
С вами
Светлана Пономарева