Найти тему
Бородинское поле

Мы продолжаем публикации из цикла #МузыкаПрошлого.

Что связывает «Спящую красавицу» и «Гусарскую балладу»?
Приключения одной песенки.

В 1888-1889 годах Пётр Чайковский увлечённо работал над переданным ему дирекцией Императорских театров заказом – музыкой к балету «Спящая красавица».

-2

Лично составивший либретто директор Императорских театров Иван Всеволожский задумал закончить балет серией номеров, исполняемых персонажами сказок Перро, пришедших на свадьбу главной героини. Чайковский же решил завершить этот парад торжественным апофеозом – по сути, не несшим никакой хореографической нагрузки, но создававшим мощный финальный аккорд. Темой этого апофеоза и стал «Генрих IV» в торжественном, замедленном темпе и масштабной оркестровке.

Музыку к прогремевшей постановке пьесы "Давным-давно" в театре Советской армии, премьера которой состоялась в 1942 году в эвакуации, создал молодой, но уже известный композитор Тихон Хренников, и, конечно, использовать тут оригинальную мелодию оказалось невозможно – пришлось писать новую, «бравурный мотив», который, впрочем, по сюжету «звучит не очень весело». Но именно как бравурный концертный номер «песенка Лепелетье» вошла в репертуар многих советских певцов.

-3

В 1962 году, к юбилею Отечественной войны, Эльдар Рязанов берётся за экранизацию уже полузабытой пьесы. И в сценарий «Гусарской баллады» песенка Лепелетье не вписалась, нарушая внезапность появления переодетой французом Шурочки в стане врага. Но, как вспоминал Тихон Хренников, к тому времени маститый классик, оставшийся композитором и в фильме, Рязанову песенка нравилась, и он хотел её куда-нибудь пристроить. Одновременно встала и другая проблема – театральная условность пьесы, где после летнего побега Шурочки из дома действие сразу переносится в партизанский отряд глубокой осенью, не годилась для фильма.

И Рязанову удалось остроумным ходом решить сразу обе задачи – связкой стала именно
песенка про Анри Четвёртого, в которой мелодия резко ломается в тот самый момент, когда смерти удаётся победить храброго короля. За кадром поёт оперный бас Артур Эйзен, а в кадре под куплеты о монарших триумфах Великая армия торжественно вступает летом в русские пределы, а под куплеты о его поражении и гибели её оборванные остатки выбираются из заснеженной России.

Так, парадоксальным образом, песня, служившая гимном борьбы с Наполеоном, стала для русского зрителя, пусть и с другой мелодией, символом наполеоновского вторжения в 1812 году.

Полный текст: https://www.borodino.ru/novosti/chto-svyazyvaet-spyashhuyu-krasavitsu-i-gusarskuyu-balladu/