Найти тему

История Петра творенья. Часть 2

А мы продолжаем экскурсию по кораблю "Гото Предестинация".

На носу расположена поварня – помещение, где находилась печка голландка, топившаяся по-чёрному. На ней готовили еду. Здесь же кушали и отдыхали офицеры. Сейчас печь установлена на нижней палубе.

Матросы размещались на двух нижних батарейных палубах возле пушек, в тесноте, в потемках и антисанитарных условиях. Надо отметить, что установлены только 32 пушки из 58, чтобы разместились экспозиции. Куда можно было поместить еще 26 пушек и более 200 матросов, не укладывается в голове.

Если во время шторма пушки срывало с места, то не обходилось без жертв. При этом морякам приходилось заниматься тяжелой физической работой, быть умелыми не только в боевых сражениях, но и в борьбе с разбушевавшейся стихией.

На нижней палубе они часами босиком стояли по колено в холодной воде. Из-за тяжелых условий мало кто из моряков служил долго. Согласно приказу Петра I, с 1705 года срок службы в армии и на флоте продолжался «доколе силы и здоровье позволят».

В трюме хранились бочки с водой и продукты. Из-за сырости они порой гнили, портились крысами, в них заводились черви. Пресная вода в бочках быстро протухала. В плавание брали даже мелкий скот и птицу, чтобы было свежее мясо. Все это представлено в экспозициях.

Судьба у корабля оказалась сложной. В акватории Черного моря «Гото Предестинация» принимал участие в отражении нападений турецких судов, но участия в реальных боевых баталиях не принимал. Турки избегали сражения с грозным линейным кораблем.

После заключения Прутского мира летом 1711 г. Петру пришлось разрушить все то, что создавалось тяжелым трудом на Воронежских землях. Азов вернулся Турции, а южный военно-морской флот был уничтожен. Остались целыми 4 корабля, которые Петр I надеялся спасти, проведя их через Черноморские проливы на Балтику, где зарождался новый флот.

Турция отказалась пропускать оставшиеся на Дону корабли через Средиземное море, но предложила выкупить их за 26 тыс. золотых венецианских монет. Это была огромная сумма по тем временам, на которую можно было построить еще больше кораблей. Петр согласился.

Корабль «Гото Предестинация» достался врагу и проходил еще 8 лет под турецким флагом. Придя в негодность, он был пущен на слом в 1718 году. Срок службы деревянных кораблей составлял 10-15 лет. Но это судно прослужило 18 лет, сильно превзойдя срок своей эксплуатации. Никакого оригинального предмета не сохранилось.

Нужно отдать должное нашим кораблестроителям, историкам, музейным работникам, воссоздавшим корабль в точности как снаружи, так и внутри - от внешнего вида и корабельного снаряжения до пушек и полного комплекта приспособлений для их обслуживания и зарядки. Процедура достаточно сложная.

В экспозициях представлены старинные предметы быта офицеров и матросов, образцы формы, макеты кораблей и многое другое. Экскурсовод очень подробно расскажет о каждом.

После посещения этого замечательного музея вы получите полное представление об условиях быта и службы всех членов команды военного корабля начала XVIII века.

Татьяна Ильина

город Воронеж