Найти тему
Storytellers online

Редактура — процесс вдумчивый

Литературные профессионалы вырабатывают правила редактуры, и отрабатывают до автоматизма. В нашем курсе «Сила блога» мы собрали перечень рекомендаций для наших студентов — на что обращать внимание. Рекомендуем запомнить, периодически повторять и выполнять. Извините за каламбур, но не забывайте про кривую забывания им. Эббингауза — мало прочитать, нужно повторять.

Итак, перед вами черновик/драфт, приступаем к редактуре. Какие задачи ставим перед собой:

1. Выделить самое главное в тексте — те биты, которые я хочу донести до читателя, настроение, контекст. Посмотреть могу ли я донести всё то же самое в меньшем количестве слов. Убирать лишние слова, пока не останутся только нужные.
2. Посмотреть — можно ли совместить некоторые биты (почти всегда можно соединить описание места и взаимодействие героев — допустим, вместо отдельных описаний леса и любовной сцены, вплести все создающие настроение детали природы в эмоциональный пик отношений).
3. Убрать из текста все ненужные слова — избыточные уточнения, разъяснения, вводные слова. «Отжать воду».
4. Все детали сделать визуальными — чтобы их легко и конкретно можно было представить. Допустим, не «листья были огромными», а «в каждый из этих листов можно было целиком завернуть машину».
5. Использовать знакомые, но неожиданные аналогии, метафоры и сравнения.
6. Писать простыми предложениями. Просто — не значит примитивно. Это значит ясно, коротко и наглядно.
7. «Текст должен лететь и звенеть» — иметь максимально возможную читабельность. Можно прочитывать вслух и сразу корректировать места, где язык начинает спотыкаться.
8. Даже не думать языковыми штампами, клише и затертыми метафорами — «казалось сердце вот-вот выпрыгнет из груди», «трескучий мороз», «профессионал своего дела» и т.д.
9. Использовать точные слова.
10. Не применять вычурных, непонятных, редких, тяжело звучащих слов, когда можно обойтись понятными.
11. Дать читателю достаточно деталей, чтобы он мог прийти к выводам, но не делать его за них — убирать все авторские рассуждения, морализаторство и оценки.
12. Использовать аналогии вместо примеров.