Они хотят умереть на сцене. И получают зарплату, раз в год играя в спектакле...

62K прочитали

Наконец-то всерьёз заговорили о труппах наших театров! Ведущих. О престарелых заслуженных-перезаслуженных, народных-перенародных, которые хотят умереть именно на сцене. Каково это будет зрителю, никто об этом не думает! Служение Театру - вот для них главное. И хоть давно потеряны ориентиры и ноги уже плохо двигаются, а в иных мизансценах приходит чуть ли не ползать, согнувшись в три погибели, всё равно ведь не уходят! Мы знаем таких артистов.

Знаменитая Раневская ушла в сильно преклонном возрасте только тогда, когда напрочь забыла на сцене текст. Ей подсказывали слова хором, в этом активно участвовали и зрители.

Басилашвили всё жалуется на своё самочувствие - мол, болезни одолевают. Но - не уходит из театра! Да ещё играет главную роль в спектакле "Палачи", в этой жуткой драме, которую когда-то ставил Серебренников - до своего изгнания из Гоголь-центра. Это вот что?

И сейчас иные наши великие, сыгравшие в знаменитых фильмах, уже еле разговаривают, мы видим, нам их жаль, а ведь они в свои восемьдесят, а то и девяносто плюс ещё рвутся на сцену! И играют! Зрелище не для слабонервных... И качество спектаклей, что бы кто ни говорил, от этого страдает! А кто не играет по причине того, что уже и сидеть на сцене может с трудом, тот всё равно порой числится в труппе.

Никак не могут избавиться от вдовы с розовыми волосами Поргиной. Разум, видно, уже работает вполсилы. А вот фантазия... Придумала - мне, мол, муж перед смертью сказал - не оставляй наш дом! Спросила - дачу, что ли? Нет, наш дом - театр! Вот и ходит туда - за зарплатой...

А ведь такое положение дел повелось ещё от великого Станиславского. Булгаков хорошо рассказал об этом в своём "Театральном романе". Основоположники - вот кто там был всегда главный! Порой автор пьесы приходил в ужас от распределения ролей, хватался за голову, но сделать ничего не мог - роль давалась не молодому артисту, а из основоположников, порой и пьеса под них переделывалась. И в каждом слове звучали фальшивые ноты...

Правда, в начале семидесятых я видела "Соло для часов с боем". Этот замечательный спектакль с мхатовскими стариками поставил Олег Ефремов. Это была их лебединая песня... Но такое явление - исключение.

И в многочисленных комментариях на мои статьи про Ахеджакову, например, очень много резонных вопросов - почему артистам, уже не играющим в спектаклях, выплачивается заработная плата? Что это у нас за особая каста людей? Да они, оказывается, ещё и за каждый спектакль денежки получают. Это - помимо зарплаты.

А вот мне интересно - хирург за сделанную операцию тоже получает деньги? Помимо зарплаты?

Ещё раз повторю, что говорила Галина Вишневская об уходе со сцены: "Лучше на несколько лет раньше, чем на день позже". Наши гениальные такие высказывания игнорируют...

На снимке - Олег Басилашвили.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.