Кто сменит меня, кто в атаку пойдет? Кто выйдет к заветному мосту? И мне захотелось: пусть будет вон тот, Одетый во всё не по росту.
Я успеваю улыбнуться, Я видел, кто придет за мной. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой.
Владимир Высоцкий.
Капитан 1-го ранга Брыль Феликс Васильевич, ветеран Карибского кризиса, ветеран вооружённых сил и военно-морского флота родился на Кубани - ещё до Великой Отечественной войны — 12 апреля 1941 года,
в семье морского офицера инженер-механика эсминцев «Гремящий» и «Разъярённый» Северного флота.
Его отец, Брыль Василий Дмитриевич - был коренным кубанцем.
Он вообще не собирался быть моряком.
Василий Брыль поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. И уже заканчивал его, был на пятом курсе, когда их спецнабором призвали в военно-морской флот и отправили в Ленинградское военно-морское инженерное училище имени Дзержинского, которое готовило инженеров-механиков.
Отец попал сразу на третий курс, а 1940 году закончил Дзержинку и был направлен на Северный флот. Там он стал командиром турбинной группы на знаменитом эсминце «Гремящий». На нём же он начал войну. 22 июня 1941 года по приказу наркома Военно-морского флота Кузнецова Николая Герасимовича они вышли из Полярного и рассредоточились, а в четыре утра полетели фашистские самолёты.
В первый же день войны эсминец «Гремящий» сбил два самолёта. Постольку поскольку война очень быстро воспитывает, через несколько месяцев Василий Дмитриевич Брыль уже был назначен командиром БЧ-5, то есть командиром электромеханической боевой части, уже нового эсминца, который достраивался в Молотовске (нынешний Северодвинск).
Когда под Москвой начались проблемы, восемь тысяч моряков, из которых впоследствии выжили процентов тридцать, отправили на сухопутный фронт, и отец попал в гвардейскую дивизию. Он защищал Москву. И уже с этой своей краснознамённой дивизией двигался дальше.
А мы из Москвы, когда уже немцы подступали к Ростову и к Тихорецку, к нашей родине, эвакуировались в Казахстан.
А Василий Брыль штурмовал Великие Луки, штурмовал Невель, под Невелем он был ранен в лицо — снайпер попал в подбородок. И матросы с эсминца, на котором он и служил, его вынесли оттуда. А он прямо из госпиталя сбежал на Северный флот, на эсминец «Разъярённый».
На эсминце «Разъярённый» он был торпедирован при проводке конвоя уже в январе 1945 года, накануне Победы.
Но, благодаря инженерам и артиллеристам, они выжили. Им оторвало корму вместе с винтами, естественно, лодка пошла дальше — потому что конвой шёл, — и немцы вызвали авиацию, чтобы добить этот эсминец. Артиллеристы и инженеры-механики, которыми командовал Василий Брыль, отбились и сбили один или два самолёта.
После войны, в 1945 году, Василия Дмитриевича Брыля перевели
в Севастополь. Он был флагманским механиком первой бригады миноносцев.
Семья пережила трагедию взрыва «Новороссийска», на котором погиб дядя Феликса Брыля - старшина Черныш Николай Степанович, дальномерщик.
В школу Феликс Брыль пошёл ещё на севере, но продолжил учиться уже в Севастополе. А в 1959 году закончил её уже в Одессе.
Вот так семья Брылей и кочевала, потому что отца - Василия Дмитриевича - перевели из Севастополя в Одессу.
Там Феликс Брыль поступил в Одесское высшее инженерное морское училище. По окончании выпускников призвали в военно-морской флот, и Феликс уже лейтенантом прибыл на Северный флот.
На Северном флоте я прослужил на подводных лодках практически всю свою службу, до 1972 года. В 1972 году я поступил в Военно-морскую академию, окончил её в 1974 году, и потом уже был главным корабельным инженером одной из воинских частей технического управления.
Отец демобилизовался в 1960 году и ушёл в торговый флот. И потом мы вместе с ним, двоюродным братом и моим дядей по матери уже обеспечивали Кубу.
На турбоходах «Юрий Гагарин» и «Физик Курчатов» мой отец до 77 лет выходил в море!