§ 5.17. Насколько эффективна российская пенсионная система?
За последние 30 лет пенсионная система России испытала множество преобразований. Были приняты 3 базовых Федеральных закона, каждый из которых кардинально менял порядок расчета и назначения пенсии. Также Конституционный суд РФ 8 раз признал не соответствующими Конституции ряд статей этих законов и 77 раз в них вносились поправки.
За 30 лет в пенсионной сфере появились новые правовые институты, механизмы и ограничения. Вот некоторые из этих новаций:
- создание Пенсионного фонда РФ и появление негосударственных пенсионных фондов;
- введение накопительной пенсии и фиксированной доплаты к пенсии;
- ежегодная индексация социальной пенсии;
- введение понятия индивидуального пенсионного капитала;
- валоризация (переоценка) пенсионного стажа и заработка за период до 2001 года;
- появление социальной пенсии;
- введение понятия прожиточного минимума пенсионера;
- отмена накопительной пенсии для лиц старше 1967 года рождения;
- принятие программы государственного софинансирования пенсий;
- введение индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
- установление ежегодного лимита начисляемых баллов, сегодня это 10 баллов;
- введение предельной базы для исчисления страховых взносов;
- запрет индексации пенсии работающим пенсионерам;
- заморозка накопительной пенсии;
- повышение пенсионного возраста;
- создание Социального фонда.
Было затрачено немало сил и времени на принятие новых пенсионных законов. Если судить по заявлениям Правительства РФ, все эти изменения должны были улучшить материальное обеспечение пенсионеров по старости. И каков же результат? После 30 лет и многочисленных изменений и дополнении пенсионных законов возникает вопрос о том, насколько эффективна сегодня российская пенсионная система.
Средний размер пенсий по старости и величина прожиточного минимума пенсионера ежегодно увеличиваются на процент инфляции, если не забывать, что этот процент не отражает реального роста цен на товары, работы и услуги. Средняя пенсия по старости составила 18 тыс. рублей на начало 2022 году. Но размер средней пенсии у 8,5 млн. работающих пенсионеров составил 14 100 рублей, что всего на 2130 рублей больше прожиточного минимума пенсионера, установленного Правительством РФ на 2022 год в размере 11 970 рублей.
Абсолютные размеры пенсий не всегда показательны. Более информативным считается так называемый коэффициент замещения, то есть соотношение размера пенсии и прежней зарплаты пенсионера. Согласно Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» Международной организации труда, этот коэффициент для пенсионеров должен быть не ниже 40% от зарплаты при наличии 30 летнего стажа работы.
В России коэффициент замещения никогда не превышал 39%, а в последние годы он постепенно уменьшается. В 2017 году соотношение средней пенсии к средней зарплате неработающих пенсионеров составило 35,3%, в 2021 году – 30,6%, в 2025 году ожидается в размере – 29,6% (https://www.rbc.ru/economics/21/10/2022/635117919a79476aef0ab54c). Значит, постепенно в России уровень жизни пенсионера по старости в относительных цифрах будет снижаться.
Для сравнения в Германии, где применяется похожая государственная пенсионная система с использованием баллов (там нет фиксированной выплаты к пенсии), коэффициент замещения в 2019 году составил 44,7%. Данные по другим странам различаются. Коэффициент замещения заработка при назначении государственной пенсии в Бельгии – 41%, в Канаде – около 40%, в США – 38%, в Швеции – 33%, в Швейцарии – 32%.
Но в развитых странах пенсионер получает, как правило, не одну государственную пенсию. Многие корпорации выплачивают своим бывшим работникам корпоративные пенсии с учетом их стажа работы на предприятии. Кроме того, многие работники сами формируют еще одну пенсию за счет своих взносов в пенсионные фонды. Поэтому общий коэффициент замещения доходит в этих странах до 55 - 60% от заработной платы.
В России в 2022 году пенсии от негосударственных пенсионных фондов получали лишь 1,5 млн. человек, что составляет 4,4% от общего российских пенсионеров, получающих пенсии по старости от общего их числа в 34,6 млн. человек. В России не принято формировать свою вторую пенсию за счет собственных взносов по причине низких доходов населения, и большинство работников не в состоянии отчислять 10 или 15% от своей зарплаты в пенсионный фонд на протяжении десятилетий.
Таким образом, норма Конституции РФ о том, что Россия является социальным государством – это красивая декларация, не отражающая реальное положение дел в пенсионном обеспечении граждан. Государство в первую очередь пытается сократить дефицит средств Пенсионного, теперь уже Социального, фонда РФ, разрыв между его доходами и расходами. За 30 лет не удалось обеспечить выплату российским пенсионерам достойных пенсий, и власти все еще ищут пути, как сделать пенсионную систему эффективной.
14.02.2023
О том, почему в России не хватает средств на выплату достойных пенсий, будет рассказано во вторник 21 февраля 2023 в 21-00 МСК.