Договор стал первым стратегическим международным документом Китайской Народной Республики. Он был подписан всего через четыре месяца с момента провозглашения КНР.
Первые четыре статьи договора были посвящены вопросам обеспечения безопасности.
📌В первой статье были зафиксированы положения, поясняющие, при каких условиях и как стороны будут действовать при угрозе их безопасности:
«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются, что ими совместно будут предприниматься все имеющиеся в их распоряжении необходимые меры в целях недопущения повторения агрессии и нарушения мира со стороны Японии или любого другого государства, которые прямо или косвенно объединились бы с Японией в актах агрессии».
📌Во второй статье говорилось, что вместе с другими союзными во Второй мировой войне державами добиваться скорейшего заключения мирного договора с Японией.
📌В третьей статье договора содержалось положение о том, что стороны не будут заключать какого-либо союза, направленного против другой стороны и в такого рода коалициях.
📌В четвертой статье отмечалось, что стороны обязались консультироваться друг с другом по всем важным международным вопросам, затрагивающим общие интересы.
📌В пятой статье говорилось о двусторонних советско-китайских отношениях, стремлении сторон развивать экономическое и культурное сотрудничество.
📌В шестой статье оговаривались сроки действия договора. Он был рассчитан на 30 лет.
◼️В день заключения Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи были подписаны два советско-китайских соглашения:
▪️СССР обязался безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайско-Чанчуньской железной дорогой со всем ее имуществом.
▪️Также Советский Союз согласился вывести свои войска из военно-морской базы Порт-Артур и передать КНР все имущество, которое он использовал в порту Дальний.
▪️Второе соглашение – о предоставлении КНР долгосрочного кредита на сумму 300 миллионов долларов на льготных условиях из расчета 1% годовых сроком на 10 лет.
❗️Сталин рассматривал КНР как важнейшего стратегического союзника. Идеологическая близость двух правящих коммунистических партий была для него менее важна, чем интересы национальной безопасности Советского Союза, которые существенно укреплялись за счет приобретения нового мощного союзника.