44 подписчика

Про людей с правильным взглядом на вещи - ч.2

(с) Авторский текст Русского Буддиста на основе Саммадиттхисутты. (часть вторая) Послушал Кочкин всё, что говорил Шурочкин, и сказал: - Это всё чудесно.

(с) Авторский текст Русского Буддиста на основе Саммадиттхисутты.

(часть вторая)

Послушал Кочкин всё, что говорил Шурочкин, и сказал:

- Это всё чудесно. Однако я могу сказать о том, что гораздо глубже и в то же время непосредственно связано с нашей жизнью.

А что может быть более непосредственно связано с жизнью, как не смерть и старение. Старение и смерть — неотъемлемая часть жизни.

Что мы называем старением? Вряд ли нужно это объяснять. Это когда годы берут своё, когда слабеет тело, седеют волосы и сморщивается кожа, ухудшаются слух, зрение и другие способности. И это происходит со всеми существами, никто не избавлен от этого.

А что мы называем смертью? Это тоже всем понятно. Это когда оканчивается срок жизни, тепло жизни покидает тело, исчезает сознание, распадается психоанатомия и разрушается тело. Этим заканчивается жизнь всякого существа, никто не избавлен от этого.

А что же является причиной старения и смерти? Да само рождение существа и является причиной старения и смерти, поскольку всё рождающееся обречено состариться и умереть. Или даже умереть до того, как состарится, но это всё равно ничего не меняет. Есть рождение существа — значит, есть и смерть существа.

И тот, кто обладает правильным взглядом на вещи, тот понимает это и поэтому не подвержен тайной силе плотских страстей, устраняет отвращение и избавляется от глупости и ошибочных воззрений о вечности бытия.

Выслушав эту речь Кочкина, Шурочкин сказал:

- Чудесно! Всё, что ты сказал, чудесно. Но я могу пойти глубже.

Да, рождение, то есть появление сознания в организме, возникновение в утробе матери, формирование организма, согласно его виду, его роду-племени, его социальной группе — это рождение, которое неизбежно ведёт существо к старению и смерти.

И тот, кто имеет плавильный взгляд на вещи, тот понимает, что происходит по некоторой причине, и если не будет этой причины, то не будет и рождения, и возможно есть путь прекращения рождений.

Но что служит причиной рождения? А я отвечу: причиной рождения является предыдущее бытие; это кармическая причина, карма является этой причиной. И что же движет кармой? Всё те же плотские желания, всё те же неприязнь и враждебность, всё та же вера в свою особенную, бессмертную сущность, которая заставляет нас непрестанно вновь утверждать и продолжать сами себя; воспроизводить себя снова и снова, вновь и вновь падая в грязь, чтобы стремиться выбраться из этой грязи…Так мы постоянно производим всё новую и новую карму, вновь и вновь воспроизводим бытие, а вместе с ним воспроизводим рождение, старение и смерть, вновь и вновь разжигаем пламя боли и страданий.

Тот, кто обладает правильным взглядом на вещи, тот понимает это и поэтому стремится прочь от плотских страстей, избавляется от ненависти и отвращения, избавляется от ошибочных воззрений на вечность своего бытия.

Каким может быть бытие? Бытие бывает трёх видов. Бытие в мире телесных ощущений, бытие в мире чистых форм и бытие в мире абстрактных идей. Но все три вида бытия возникают по одной и той же причине — происходит схватывание, цепляние, подобно тому, как раскалённая искра от догоревших углей цепляется за сухую связку нового топлива, та схватывается огнём и вновь возникает пламя.

Если есть это цепляние, возникает и пламя. Если нет цепляния, то не возникнет и пламени.

Но кроме этого, человек с правильным взглядом на вещи понимает, что в причинности возобновления пламени задействована не только искра предыдущего костра, но и наличие нового сухого топлива. Точно так же в причинности возобновления рождения-старения-смерти задействовано не только импульс из прошлого бытия, не только карма, но и то, что служит питанием для нового бытия, как сухое топливо служит пищей для нового пламени.

Этим питанием является жажда бытия. Эта жажда присутствует во всех шести компонентах нашей психоанатомии — как в пяти сенсорных сферах, так и в ментальной сфере.

А что источает эту жажду? Я вам скажу: это желание чувственного удовольствия и это желание уничтожить, устранить что-либо, и оба эти желания коренятся в ошибочном, мифологическом мышлении, основанном на обывательской вере в душу и непросвещённой привязанности к субъективному взгляду. Это мышление подобно главному корню, от которого отрастают ещё два сильных корня, удерживающих существо в мире страданий. Называется этот корень — невежество.

Человек, пребывающий в этом невежестве, полностью подобен спящему — он не пробуждён, его разум пребывает во сне и увлечён своим сновидением. Он невежественен потому, что не знает, не понимает, как всё на самом деле устроено. Не обладает правильным взглядом на вещи.

Выслушав эти слова, Кочкин воскликнул:

- Чудесно! Это чудесно! Всё, что ты сказал, именно так! Но я могу зайти ещё глубже.

Как и за счёт чего из трёх ядовитых корней вырастает жажда и желание чувственного удовольствия? Они вырастают в виду самой возможности чувственного восприятия, посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых и тактильных ощущений, а также посредством мысленного образа.

А как появляется эта возможность? Она появляется, когда орган восприятия вступает в контакт с объектом восприятия и возникает сознание этого контакта. И любой такой контакт может осознаваться как приятный или неприятный, или же как ни то, ни другое, как нейтральное ощущение.

А возможность эта обусловлена самой способностью к ощущениям в пяти сферах чувственного восприятия и в способности формировать мысленные образы.

А это в свою очередь обусловлено самим делением на телесное и умственное, материальное и ментальное. Материальное формируется из четырёх универсальных основ — категорий, символами которых выступают четыре стихии: земля, вода, огонь и ветер. Подобные тому, как четыре сезона — зима, весна, лето и осень — составляют полноту годового цикла, так и четыре стихии в своём соединении представляют полноту всех материальных ощущений. И подобно тому, как сами эти четыре стихии являются символами, так же и мысленные образы составляют ментальное отражение всего, что воспринимается. Ментальное — это ощущение и чувство, сознание ощущения и чувства, отношение к осознаваемому посредством ощущений и чувств, сам контакт и внимание, направленное на контакт. Ментальное охватывает и подчиняет себе материальное, подобно тому как наездник охватывает и подчиняет себе коня.

А деление на телесное и умственное обусловлено бессознательными установками, психическими агрегатами, которые делятся на три вида — связанные с телом, связанные с речью и связанные с мыслью. Совершенно бессознательно мы различаем своё тело и другие тела, бессознательно даём названия всему, что воспринимаем, и бессознательно создаём мысленные образы всего, что воспринимаем.

Вот эта полностью бессознательная деятельность и есть то самое изначальное невежество, тот главный корень, из которого разрастаются густые заросли непробуждённого, скорбного и мучительного бытия.

Выслушав Кочкина, все воскликнули:

- Чудесно! Как это чудесно сказано!

Шурочкин тоже так сказал, но добавил:

- И всё же я могу зайти в самую глубину.

Что служит питанием этому изначальному невежеству, этой беспробудной бессознательной деятельности? Я вам скажу: грязь является его питательной средой. Грязь — это грубые, пошлые, животные удовольствия плоти, это слепая жажда быть и иметь, и это само тёмное, животное естество.

Вот эта грязь плодит невежество, а невежество умножает эту грязь!

И только тот, кто обладает правильным взглядом на вещи, может прекратить этот порочный цикл. Ибо тот, кто обладает правильным взглядом, тот развивает в себе правильный, разумный образ мысли, из которого следуют правильная, разумная речь и правильная разумная деятельность, которые неразрывно связаны с правильным и разумным образом жизни, в котором есть разумное приложение усилий, разумный самоконтроль и разумная сосредоточенность ума. Ибо разумное правильно, а правильное разумно, и поэтому это лучшее, что может быть. Именно этому учил Великий Будда, назвав это Благородным Восьмеричным Путём Освобождения.

Так закончился разговор этих двух блистающих знанием умов, и все, кто это слышал, испытали возвышенное удовлетворение и возрадовались всему, что услышали и смогли понять.

(текст сутты на английском в переводе Пия Тан: https://themindingcentre.org/dharmafarer/wp-content/uploads/2018/09/11.14-Samma-Ditthi-S-m9-piya.pdf)

(классический комментарий к сутте: https://www.budsas.org/ebud/r_view/r_view02.htm#r47)