«...Знаешь, как мы при нём жили? — 54-летний бизнесмен Питер Набакуза закатывает глаза. — Да просто ФАНТАСТИКА. Всё, чего бы он ни делал, было идеального качества. Посмотри, какие дороги сейчас? Это же ужас. Только проложат, асфальт уже крошится, потому что деньги украли. А он лично приезжал и следил за строительством, и попробовал бы кто стащить средства — вора самого в асфальт бы закатали. Видишь ту больницу? Её при Амине сделали. Международный аэропорт Энтеббе тоже построил он».
«Слушай, — вступаю я в спор. — Но, вообще-то, Иди Амин убил у вас сотни тысяч людей. И, насколько известно, он был людоедом, в его холодильнике после бегства из Уганды нашли человеческие головы и жареное филе оппозиции». Питер лениво отмахивается. «Это ещё надо доказать, про Амина всякого напридумывали. Даже если и жрал — а что, другие не едят? Наша оппозиция тоже замешана в колдовстве с человеческими жертвами. Мужик, это не Россия, тут Африка! Убивал много — ну да, было дело. А кто из африканских правителей не расстреливал своих противников, если они пытались его свергнуть? Наш проамериканский президент Милтон Оботе уничтожил в концлагерях полмиллиона народу, только об этом отчего-то все молчат», — говорит он.
Один из самых кровавых диктаторов XX века Иди Амин всего лишь за 8 лет (1971-1979 гг.) своей власти казнил 500 000 (!) человек. Через двадцать лет после его смерти он очень популярен в Уганде — согласно некоторым опросам, за Амина могло бы проголосовать... 50% населения страны. Питеру в год свержения диктатора было всего 10 лет, но он обожает бывшего тирана.
«Дарил бедным магазины»
...Главком вооружённых сил Уганды, генерал Иди Амин захватил власть 25 января 1971 года, когда президент Оботе находился с визитом в Сингапуре. Новый властитель сразу провозгласил политику «Уганда для угандийцев» и через год изгнал из страны 60 000 жителей азиатского происхождения — в основном индийцев, а также пакистанцев и китайцев. Магазины, фермы и квартиры «врагов» были переданы коренным гражданам. Затем, настала очередь европейцев — выслали британских фермеров, забрав в собственность их поместья. Известная нам система «отнять и поделить» угандийцам весьма нравится, они считают такое решение Амина самым удачным.
«Он был добрый человек с открытым сердцем, — объясняет мне 65-летний врач Мухаммед Махруни. — Мог остановить машину, зайти во двор и поиграть в футбол с детьми. Нет-нет, он не убивал их, если они выигрывали, что вы! Но вы даже не представляете, как радовались бедные люди, получив в подарок магазин или квартиру, принадлежавшие ранее индийцам. Они обнимали Амина и плакали, женщины падали на колени в пыль, целовали его ботинки, а он их поднимал и просил так не делать». Правда, вскоре выяснилось, что бедняки и армейские сержанты, коим раздали бесхозные магазины и плантации, управлять ими не умеют, но зато Уганду покинули самые «оборотистые» бизнесмены и лучшие хозяева. Сразу же начал ощущаться недостаток сельхозпродукции: даже ананасы стали дефицитом.
«Разорвал цепи колониализма»
...Один из шестидесяти (!) официально признанных Иди Амином детей, 58-летний Джаффар Амин по-прежнему живёт в пригороде Кампалы. «Люди мне пишут каждый день, — сообщил он aif.ru. — Упрашивают баллотироваться в президенты, рассказывают, как прекрасно они жили при моём отце — единственном лидере, который заботился о неимущих. Я не смотрю на папу через розовые очки... но давайте сравним итоги его правления с другими странами. В Судане или Конго только от голода умерло значительно больше людей, чем он якобы казнил. И о чём мы вообще говорим? Никакого суда над моим отцом не было, приговор ему не выносили. Многие ужасы про Иди Амина высосаны из пальца — например, что он убил и съел моего брата Моисея, когда тот был маленьким ребёнком. Моисей жив и прекрасно устроился во Франции. Мой отец разорвал цепи колониализма, сковывавшие руки африканцев, сорвал ярмо с их шеи... он возродил из пепла экономику Уганды, убедил людей гордиться своим государством». Джаффар добавляет, что активно просвещает угандийскую молодёжь: дескать, не всё было так однозначно при власти Амина. Кстати, диктатор наиболее любим именно молодыми жителями Уганды: для них он легендарная личность, заставившая белых уважать себя.
«Искренне любил страну»
...Это удивительно, но да — больше всего тирана обожают люди, не жившие при нём. «Иди Амин — человек, достойный гордости, — говорит 19-летний студент Джеймс Мугуме. — Он искренне любил свою страну, и, как рассказывал дедушка, у молодых людей при нём не было проблем с хорошей работой. Амин лично приезжал в дома к нищим семьям и раздавал им пачки денег. Сейчас же мне придётся после окончания института уехать в Дубай — в Уганде платят сущую мелочь».
Рассказывать о деяниях Амина бесполезно. Этот человек устраивал столь масштабные казни, что тела расстрелянных не успевали хоронить — их бросали в Нил и озеро Виктория на съедение крокодилам. Массово уничтожались военные (по подозрению в заговоре), представители «враждебных» режиму племён, провинившиеся чиновники и обычные люди, обвинённые в принадлежности к оппозиции. Диктатор лично застрелил архиепископа Уганды. Амин награждал себя столь часто, что ему пришлось пошить мундир с удлинёнными полами — места для орденов не хватало. В октябре 1978 года Амин напал на соседнюю Танзанию, но через полгода его войска были разгромлены, солдаты разбежались, а ему пришлось срочно скрыться из страны. Люди встречают такую информацию с раздражением. По их мнению, Амин не был ангелом, но, по большей части, рассказы о его преступлениях — фейки вредной оппозиции, чтобы демонизировать «Большого Папочку» (как он сам себя называл). Кстати, действующий президент Уганды Йовери Мусевени (у власти с 1986 года) не разрешил Амину вернуться из изгнания, и отказал его семье в просьбе похоронить умершего диктатора на родине. Популярность Амина логична — люди в Уганде сильно недовольны своей жизнью. Они сравнивают с прошлым, и с каждым разом им кажется, что тогда жилось куда лучше.
...Иди Амин скончался в 75-летнем возрасте в роскоши — он жил в Саудовской Аравии на вилле, подаренной ему королём, и получал ежемесячную пенсию в $26 000. Садясь в такси в Кампале, я вижу у водителя его фотографию возле лобового стекла. «Любите Папочку?». «Он крутой мужик! — радостно кивает таксист. — Господи, такая обалденная жизнь была при нём. Не то, что сейчас».