Найти в Дзене
Записки крутилкина

Как подключить двигатель от электрофона на 127В в сеть 220В

После ремонта электрофона "Концертный 304" у меня остался асинхронный двигатель переменного тока. Хоть он и громко жужжит, но исправно крутит и не греется.

двигатель со стороны вала
двигатель со стороны вала
двигатель с обратной стороны
двигатель с обратной стороны

Решил я из него сделать вентилятор. Ибо как голосит народная мудрость: готовь вентилятор зимой, а обогреватель-летом. Но вся беда в том, что инженеры рассчитали их для работы от 127В. В электрофоне двигатель питался через силовой трансформатор, в котором часть первичной обмотки использовалась как автотрансформатор.

Заниматься поисками такого трансформатора желания у меня не нашлось. За то на просторах всемирной паутины обнаружился способ обойтись дешевыми современными деталями.

схема подключения
схема подключения

Мой двигатель без маркировки имеет 4 катушки, соединенные последовательно попарно, что в итоге образует две обмотки. Одна из обмоток подключается сразу в 127В, вторая-через фазосдвигающий конденсатор. В этом моторе обмотки имеют примерно одинаковое сопротивление и от того, какая подключена через конденсатор зависит направление вращения ротора.

измерение сопротивления обмоток
измерение сопротивления обмоток

В идеале нужно использовать для таких целей советские конденсаторы МБГЧ, но в виду их отсутствия придется взять современные пленочные на 1 мкф 400В из ближайшего магазина радиодеталей. Подключение выглядит примерно так. Резистор 1 МОм параллельно конденсатору добавил чтобы вилка из сети долго не кусалась после отключения.

подключение
подключение

Чтобы не пропало желание экспериментировать - первый раз нужно включать последовательно двигателю лампочку накаливания на 60 Вт. При неверном подключении она засветится, при верном - спираль будет немного раскалена.

проверка
проверка

Этот старый способ подходит для многих подобных двигателей из СССР.

Соблюдайте правила электробезопасности!

Спасибо за внимание!