Смена поколений упирается в знания, низкие зарплаты, нехватку общежитий и новой техники
«Не та зарплата!» — говорили сегодня представители дорожно-транспортного цеха и депутаты Госсовета РТ, обсуждая проблемы профильного дорожно-транспортного образования. Зажатые в тарифные тиски транспортники проигрывают коммерсантам по уровню зарплат в 1,5–2 раза. Но не блещут знаниями как школьники, так и выпускники колледжей — не хватает фундаментальных знаний. Технической базе ссузов не хватает оборудования и общежитий, педколлективы стремительно стареют, а желающих учить на окладе в 18 тыс. рублей мало. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Среднее профобразование в тупике: школьники без знаний, общежития не ремонтируют и не строят, педагоги стареют
Сегодня депутаты комитета Госсовета РТ по инфраструктуре замеряли пульс кадровых проблем дорожно-транспортной отрасли Татарстана. Встреча началась в музее Казанского автодорожного техникума, первый стенд которого посвящен выпускникам, погибшим на специальной военной операции. Защищая страну, в первые месяцы СВО погибли 20-летние Шухрат Рахимов и Станислав Моисеев. Оба служили по контракту. Минута молчания возникла непроизвольно, без объявления.
Деловая часть началась в мастерских и лабораториях техникума. Здесь студенты проводили диагностику двигателя, работали на станках, ремонтировали узлы и агрегаты автомобилей. Ежегодно выпускаются 300 человек, рассказывал руководитель среднего специального учебного заведения Айрат Имамеев. Директор затронул проблему качества школьного образования и профориентационной работы. Напомним, в ссузы поступают только по среднему баллу аттестата.
«Физика и математика — профильные дисциплины, но некоторые дети с хорошими аттестатами даже таблицу умножения не знают!» — сказал Имамеев, предложив ввести вступительные испытания или хотя бы собеседование при поступлении в техникумы. Например, в советские годы дети со средними и низкими способностями обучались в училищах.
Автодорожный техникум работает без собственного общежития, хотя из 1,2 тыс. студентов 181 человек — иногородние. «Это препятствие», — обозначил другую проблему Имамеев. Продолжил тему начальник управления профессионального образования Андрей Федоров. По его словам, нужна федеральная госпрограмма капремонта и строительства новых общежитий для ссузов республики. В профучреждениях Казани и РТ учат 74,2 тыс. человек по 240 программам. Молодые люди из других регионов готовы переехать в РТ из-за обилия направлений и технической базы, созданной к WorldSkills 2019. Но ехать некуда — нет мест в общежитиях, а снимать квартиры могут далеко не все.
Впрочем, обычное в жизни решение проблемы описал глава комитета Александр Тыгин. «Если он сюда приедет, то наши девушки с ним точно справятся, неважно, вуз это или ссуз», — оценил он важность подобной миграции для региона-магнита, напомнив, что программа строительства общежитий для вузов все-таки есть. Так, в Казани построили новые общежития для энергоинститута, медуниверситета, к началу нового учебного года завершат строительство студенческих общежитий на 1 тыс. человек в Иннополисе. Но почему бы не дать денег и ссузам?
Нет денег и на ремонт общежитий. «Это огромные деньги», — сказал Федоров и привел в пример казанское общежитие на 600 мест, на ремонт которого надо 1 млрд рублей.
Наконец, есть и огромные кадровые проблемы. В Казанском автодорожном техникуме работают 102 преподавателя, но педагоги стареют — доля преподавателей младше 35 лет не превышает и 20%. Молодежь не хочет заниматься педагогикой, чтобы потом работать на окладе в 18 тыс. рублей, признал Имамеев. По данному показателю профучилища проигрывают вузам и колледжам при университетах. Те, кто выбирает ссузы, берут допнагрузку для роста зарплаты, как следствие, происходит эмоциональное выгорание. Некоторую разницу в зарплате техникум покрывает за счет допдоходов, например от работы автошколы. Но это только частично решает проблему.
Технику обновляют черепашьими темпами, выпускникам не хватает фундаментальных знаний, да и зарплаты не привлекают
Дорожно-транспортная отрасль развивается и обновляется, но техникум не успевает за этими переменами. В советской системе образования работал такой принцип: сначала новейшее оборудование в профессиональные учреждения, а потом — на предприятия. Теперь все наоборот.
«Не было необходимости в повторном обучении на предприятии», — обозначил плюс уничтоженной системы советского образования Имамеев, в учреждении которого сегодня нужна новая техника. Например, для обучения машинистов дорожно-строительных машин требуется трактор с экскаватором. Чтобы идти в ногу со временем, нужна собственная лаборатория электромобилей. Ведь только в Казани число электрокаров за 2022 год выросло вдвое — эти машины надо не только заряжать, но и обслуживать!
Автотранспортному техникуму в прошлом году удалось купить новый «КАМАЗ» за 9 млн рублей за счет сокращения расходов на обновление других мастерских. «Обновлять надо, иначе не на чем учиться», — сказал Федотов, признав системные трудности с покупкой для ссузов РТ новой крупногабаритной техники, симуляторов.
А после учебы — другая проблема: где работать? Вроде бы рабочие руки, да еще с профессией, нужны везде. По итогам 2021 года трудоустроились 70% выпускников ссузов Татарстана, рассказал Федоров. Но на предприятиях дефицит рабочих, что подтвердил директор МУП «ПАТП №2», выпускник Казанского автодорожного техникума Альберт Мухаметшин. Напомним, в 2021 году предприятие объединили с ПАТП-4 и теперь на долю данного мегаперевозчика приходится 70% автобусных перевозок столицы РТ. Причина дефицита работников — в размерах зарплаты, которую может предложить предприятие.
«Работают коммерческие предприятия, которые предлагают зарплату в 1,5 , а то и в 2 раза выше, — говорил о неспособности конкурировать на рынке труда Мухаметшин, добавив, что людей завлекают стабильностью выплат, социально-бытовыми условиями, общежитиями, вахтовой работой. — Нужны специалисты, которые знают принцип составления расписания, технико-экономические, эксплуатационные показатели и как их рассчитывать. Не хватает фундаментальных знаний».
Проблема низких зарплат кроется в тарифе, компенсациях за льготников, признали на заседании. Например, в Казани при цене поездки 31 рубль по карте за льготника кабмин РТ компенсирует только 25 рублей. При этом экономически обоснованный тариф для столицы РТ, по подсчетам комитета по транспорту исполкома, уже 70 рублей.
«Минтранс в этом вопросе — между молотом и наковальней. Социальная политика государства откровенно конфликтует с законодательством. Последнее говорит, что это муниципальная проблема, — взял слово Тыгин, но, считает он, нужно централизованное управление отраслью. — Такие предложения направляли в правительство. Государство должно существенно корректировать усилия в части баланса экономики этих предприятий. Тема социальная…»
Под конец обсуждения парламентарии решили подготовить пакет итоговых предложений для органов исполнительной власти, а вопросы со строительством общежитий — еще и обсудить с коллегами из комитета по образованию.