Найти тему
Ангелина Дубровская

Нужно ли домашнее задание в начальной школе?

Первостепенно ДЗ сделано для учителей, когда в классе 35-40 человек а урок 40 минут, физически нельзя опросить каждого ребенка, чтобы понять усвоен материал или нет.

В РФ по закону запрещено давать ДЗ в первых классах, но Мин. образования закрывает на это глаза, т.к. понимают, что нужна обратная связь от ребенка.

В частных школах проще, когда кол-во детей меньше. У учителя есть время, что бы уделить внимание каждому и увидеть, что понял ребенок, что нет, где подтянуть, или  дать индивидуальное ДЗ на проработку.

Если говорить про влияние ДЗ на закрепление материала, то это второстепенная история, т.к. на следующий день урок в любом случае начинается с закрепа и повторения предыдущего.

Образовательный процесс строится так: изучили новую тему, повторили, потом еще раз повторили на других уроках при прохождении новых тем. 

Не бывает такого, что выучил один раз и всё, темы взаимосвязаны и последовательны. Поэтому ДЗ не сильно влияет на закрепление материала.

Главная задача ученика понять материал!

А учителя отследить, понял ребенок или нет. Поэтому, если материал не усвоен, то это нарастает снежным комом.

Самостоятельность. Ответственность. Есть 1000 и 1 способ помимо ДЗ как приучить ребенка к этому. Кормить рыбок, собирать рюкзак с нужными учебниками, следить за чистотой обуви и школьной формы, не забыть сменную форму на физ-ру, ответственно поливать цветы, чтобы не завяли.

Родителям нужны оценки для отслеживания обучения. Они видят в дневнике тройка, значит ребенок не понял тему, нужно что-то делать. 

Большинство родителей вмешивается в выполнение ДЗ, тогда о какой самостоятельности тут может идти речь?

Если ребенок не понял что-то при выполнении ДЗ, конечно родители могут помочь, объяснить «свое видение», но надо понимать, что родитель не педагог.

А ответственность, если родитель делает с ребенком ДЗ, переносится со школы на родителя. Есть случаи, когда на собраниях учителя предъявляют родителям, что вы плохо с ними ДЗ делали. 

По-хорошему должно быть так: 

Ребенок самостоятельно делает домашнее задание, родитель или не вмешивается совсем или контролирует исключительно количество выполненного задания. Если ребенок принес двойку, тройку - материал не усвоен. Спрашиваем у учителя, что предпринять, как закрыть пробел в знаниях.

Когда родитель вмешивается в образовательный процесс (делает с ребенком уроки) - это портит отношения внутри семьи и часто вредит усвоению материала, т.к. то что учитель объяснит по-своему, родитель объяснит по-другому, в итоге каша в голове. 

Для ребенка родитель априори авторитетнее учителя, а значит, что родитель объяснил будет правильнее. Но если родитель не педагог, нет гарантии, что он верно истолковал. Таким образом  подрывается авторитет учителей в глазах ребенка. А дальше он приходит в класс и говорит: «а вот моя мама сказала по-другому» и значимость преподавателя еще больше падает уже в глазах всего класса.

У нас в школе, мы просим родителей не вмешиваться в процесс, репетиторы включены в стоимость обучения для того, чтобы мы были уверены, что сторонний человек не придет и не исказит информацию. 

Репетиторы тоже разные бывают.

Часто в других школах, родители приходят с разборками: «а вот репетитор наш сказал, что вы не так учите…».

С точки зрения методики преподавания ДЗ не исследуется, как важный компонент обучающего процесса. ДЗ там формальная штука. Если что-то не успели в школе - добить дома, у этого действия нет никакой важной методической нагрузки. Есть последние исследования от методистов, где говорится, что важно, как преподносится и преподается материал и самое главное, как он устаивается. А сколько что кто дома делал или не делал, не важно.

Бывают продуктивные - сам нашел, проанализировав, додумал, дописал. и репродуктивные методы обучения- переписывание, составление по образцу.чтобы что-то «закрепить» это нужно делать несколько раз. При этом неважно, делается это в классе или дома, потому что продуктивные методы обучения требуют итак самостоятельного действия. Неважно, есть учитель рядом или нет.дома это делается или в школе. Ребенок в любом случае выполняет это сам. А работа по образцу возможна и в классе и дома. Только вот у нас образование имеет перекос в репродуктивную деятельность

-2

-3

В некоторых странах в начальных и средних школах домашнего задания нет вообще. Объясняется это тем, что мозг не может усваивать качественно информацию с утра до вечера. Плюс может развиться отвращение к процессу обучения и его будут выполнять формально, как повинность.

Исследования и факты

1. Финляндия. Одно из лучших систем образования. ДЗ нет в нашем формате. Оно носит исследовательский характер, нет рекомендаций по ним.могут быть задания типа «возьми интервью у бабушки, спроси, как они жили раньше».  Финские педагоги считают, что после школы ребенок должен отдыхать и общаться с семьей. А школа всячески одобряет  тягу к знаниями любознательность, а не к оценкам и экзаменам

2. В Израиле вообще до 6 класса нет никаких домашек. Либо символическое задание без контроля. Дети там более мотивированы на знания, чего нельзя сказать о российских детях, которые отрабатывают программу, учатся учиться, мотивироваться, организовываться сами не от хорошей жизни, а от отсутствие полноценной  школьной занятости. 

3. В Австралии мнения разделились, одна из школ Мельбурна отменила домашние задания, а оставила задания типа «поиграть с родителями в имаджинариум» и сфоткать, сделать пирог и сфоткать. Австралийские исследования показали, что домашняя работа может нанести вред психическому здоровью ребенка, повысить уровень тревоги, депрессии и гнева.

4. В Дании ДЗ делают после школы в самой школе.есть академические часы для более продвинутых детей, и для отстающих.

5. Есть исследования сиднейского универа, что ДЗ имеет гораздо более низкую педагогическую ценность.

Здесь собраны мнения докторов и кандидатов пед наук, которые смотрят как улучшить образование. Ведь целью образования является донести знания до ученика. Чтобы он хотел вести исследовательскую деятельность, был мотивирован на учебу. В начальной школе закладывается фундамент для этого интереса.

Каждодневная рутина в 1,5 часа-это издержки неправильной программы. И если есть у частной школы возможность взять положительный пример у других стран- почему нет?

В РФ даже если ребенка отдают в частную школу, всё равно есть стереотип у родителей: отсутствие домашнего задания – это странно, а значит это не высокий уровень образования.

Как мы решили этот вопрос у себя в школе?

Частично оставили ДЗ, но назвали это самоподготовка.

Дети делают задания самостоятельно, в присутствии учителя. Есть вопрос, спросил у учителя или тьютора.

Это отсутствие скандалов в семье и поводов списать, т.к. дома есть интернет, телефонная связь, можно позвонить отличнику, списать у него и расслабится.

Не у всех есть возможность учиться в частных школах, а в государственных ДЗ обязательный элемент по вышесказанным причинам, но нужно позволять детям делать его самостоятельно.

Мы сейчас от нашей школы пишем научную работу с доцентом, кандидатом педагогических наук на тему Домашних Заданий в школе, буду рада почитать ваши комментарии за/против ДЗ и что вы думаете на этот счет: как ваш ребенок и вы как родители относитесь к нему?

Продолжение следует…

https://www.friendly-school.ru