Найти тему
KrasnodarMedia.su

Как в СССР "воевали" с левшами: зачем детей заставляли писать правой рукой

Сейчас сложно поверить, что еще 40 лет назад в СССР дети, которые предпочитали пользоваться левой рукой, буквально подвергались "репрессиям". Их заставляли использовать правую руку для формирования навыков письма, привязывали левую руку, наказывали за непослушание. Почему в Советском Союзе заставляли левшей писать правой рукой, с чем был связан запрет и когда от него отказались, вспоминает ИА KrasnodarMedia.

Это сейчас психологи предупреждают родителей, желающих по старинке заставить ребенка-левшу пользоваться правой рукой, об опасности коррекции. Смена ведущей руки при писании может привести к негативным последствиям: ребенок будет делать ошибки, "зеркалить" буквы, вероятны трудности с чтением. Кроме того, у ребенка могут возникнуть психоэмоциональные проблемы — появляется раздражительность, плаксивость. Переучивание может спровоцировать нарушение психики вплоть до энуреза, заикания, кожных заболеваний.

В СССР о современных исследованиях не знали и руководствовались выводами советских психиатров и зарубежных ученых. На старте 20 столетия светила науки были настроены по отношению к левшам негативно. Например, светило французской медицины Одилон Марк Ланнелонг в 1905 году в одной из научных статей заявил, что между леворукостью и расстройствами ментального характера есть связь. В 1935 году в СССР в журнале "Русская клиника" (18+) была опубликована статья доктора А.А. Капустина, в которой он заявил, что "дети-левши являются слабо одаренными". На левшей повесили штамп отклоняющихся от нормы.

Представьте, даже детские поэты тогда высмеивали детей-левшей в стихах.

"А Петя, увалень такой, нагнулся не спеша,

Швырнул снежок не той рукой. Смеются все: левша.

У Пети левая рука желает быть главней,

Он с ней не справится никак, никак не сладит с ней", — это строчки стихотворения Агнии Барто "Кошка-невидимка" о мальчике-левше, который учится пользоваться правой рукой.

В первые десятилетия существования Советского Союза сформировалось мнение, что изменение ведущей руки при письме может скорректировать поведение человека и сделать его "полноценным", таким же, как все. Вот педагоги и родители старались "переформатировать" детей-левшей изо всех сил.