«Слово о полку Игореве» - произведение, написанное в конце двенадцатого века и, на данный момент, являющиеся неоспоримым памятником литературы Древней Руси. Оно рассказывает о неудачном походе Игоря Святославовича и других русских князей на половцев в 1185 году.
"Слово о полку Игореве" очень разнообразно по стилю написания и лексике, имеет лиро-эпический жанр. Одни и те же предложения и словосочетания повторяются в разных контекстах, давая произведению амбивалентную эмоциональную окраску.
Конечно, эти факторы создают уникальную для того времени образность, но большую роль в поэме всё же играют различные средства выразительности. Они идеально подчёркивают не только контрастный стиль написания произведения (народный язык совмещён с книжными элементами), но и описания Руси, Киева, окружающей героев местности во время походов. Текст наполнен множеством метафор, сравнений, гипербол, эпитетов, а также риторических восклицаний, вопросов, обращений.
Какова роль всех этих средств выразительности?
"Слово о полку Игореве" - призыв Руси к единству перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного русского населения. Уникальность произведения заключается в том, что автор имеет независимую патриотическую позицию и преподносит ее, попутно описывая природу, особенности мирного созидательного труда землевладельцев и ремесленников.
С первых строк произведения появляются эпитеты, характеризующие русскую армию, говоря какая она сильная, какие сильные князья: «могучая дружина», «куряне славные», «борзые кони», «лихие кони», «Святославич смелый», «буй-тур», «яр-тур», «грозные Олеговы походы», «храброго Олега», «войско князя удалого». Однако, описывается не только русская сторона, но и половецкая: «Дон бежит великий», «дикая орда», «полон ратных сил» (враг).
Эпитеты показывают отношение автора к героям: «князь удалой» - князь храбрый, отважный – слово «удалой» используется в позитивном ключе; «дивные силы» - автор восхищается Бояном, считая его поразительным.
Присутствует много цветовых образов-эпитетов, связанных с золотом (символом славы, богатства, справедливости): «золотое седло», «золотой шлем», «золотой стол». «Золотое слово» также относится к ним, но имеет еще одно значение: автору близки мысли Святослава о том, что пора прекратить думать только о себе, пора объединиться против общего врага, ведь на кону мирное существование русских земель.
В тексте не много гипербол, но они отлично выполняют свою функцию преувеличения: «В злат-стремень вступал в Тмуторокани, звон тот слушал Всеволод далече, а Владимир за своей стеною уши затыкал» - автор показывает обширность ссоры; «плавали в крови шеломы» - крови было очень много.
Произведение имеет большое количество олицетворений: «свист зверей несется», «слава в Киеве звенит», «Ветер злобно повевает», «молнии трепещут» и другие - природа описывается не где-то на фоне, она участвует в развитии событий. Это так же хорошо показывает момент затмения: «Солнце тьмою ему путь закрывало, ночь грозою птиц пробудила, свист зверей несется, полон гнева, кличет Див над ним с вершины древа...», «... по оврагам волки завывают, крик орлов доносится из мглы...». Во время похода и после него природа будет отображать общее настроение происходящего. Например, вот её реакция на поражение Игоря: «печаль разлилась», «степь поникла, жалости полна, и деревья ветви приклонили».
Природа отворачивается от Игоря, когда он нарушает свои обязанности по отношению к Русской земле и не слушает совет самой природы, выступая в поход: «солнце путь закрыло», «кровяные зори возвещают бедствие с утра», «стоном стонет мать-земля сырая», «туча надвигается на четыре княжеских шатра». Однако после того, как герой решает сбежать из плена врага, осознав свою вину и ошибки, природа сжаливается над ним: «Мрак стоит над русскою землей: горько ей без Игоря одной». А после помогает бежать: «И взыграло море», «и, рассвет веселый возвещая, соловьи ликуют вдалеке», «дятлы, Игоря встречая, стуком кажут путь к реке».
В произведении довольно часто используются сравнения героев с образами животных. «Сами скачут по полю волками» - показывает мощь витязей. «И, как барсы лютые, на нас кинулись поганые с войною» - говорится про беспощадных половцев. «Как гоголь, на волне», «серым волком скачет он домой», «словно сокол вьется в облака» - описывается интенсивность возвращения князя Игоря, его рвение вернуться домой.
С помощью метафор автор образно описывает людей и явления, выделяет основные моменты в тексте. Метафоры, например, быстро дают характеристику Бояну, про которого много говориться во вступлении: «Серым волком по полю кружил» - Боян знал всё про всех; «Растекался мыслию по древу» - рассказывал подробно; «Жил он в громе дедовских побед».
Эти средства выразительности раскрывают то, что с первого взгляда не заметить: «Стрибожьи внуки» - ветры (Стрибог - русский языческий бог воздушных стихий – бури и ветра); «ковал крамолу» - ссорился; «головы сложили» - погибли в бою; «враги несутся тучей» - очень много врагов наступает; «из седла золотого пересел в кощеево седло» - раньше Игоря все славили, а теперь порицают за поражение; «Троянова тропа» - заграница; «укрытый темнотой» - темнота будто накрывает князя, настолько её много; «летит (Игорь)» - несётся так быстро, что будто летит; «солнце трижды светлое» - очень светлое, будто солнце не одно, а три.
Начиная со второй главы в поэме в большом количестве появляются риторические вопросы, восклицания и обращения. Они дают тексту экспрессивность и некую публицистичность, вызывают в читателе эмоциональный подъём. Их появление во второй части обуславливается «Золотым словом» Святослава, в котором автору необходимо донести как князьям, так и читателю необходимость единства против врага, а также глупость поиска личной славы. Они побуждают прислушаться к словам Святослава. В третьей части эти средства выразительности выполняют такую же функцию, однако, в большей степень побуждают уже природу поспособствовать на скорейшее возвращение князя Игоря.
Риторические восклицания, вопросы и обращения во второй главе: «Князь великий Всеволод! Доколе муки нам великие терпеть? Не тебе ль на суздальском престоле о престоле отчем порадеть?», «Вы, князья буй-Рюрик и Давид! «…» А не ваши ль плавали в крови золотом покрытые шеломы? «…» от каленой, сабли от руки ратника неведомого края?», «Не воскреснуть Игореву храброму полку! Дон зовет нас, княже, кличе нас с тобой!», «Князь Ингварь, князь Всеволод! «…» Не в бою ли вы себе честном города и волости достали? Где де ваш отеческий шелом, верный щит, копьё из ляшской стали?», «Ярослав и правнуки Всеслава! Преклоните стяги! Бросьте меч!».
Риторические восклицания, вопросы и обращения в третьей главе: «Что ты, Ветер, злобно повеваешь, что клубишь туманы у реки «…»?» (эта цитата еще является олицетворением), «… корабли лелеять в синем море, за кормою волны колыхать?», «Ах, зачем, зачем моё веселье в ковылях навек развеял ты?», «Днепр мой славный!», «Чтобы жив вернулся он ко мне!», «Солнце трижды светлое!», «Жаждою стянуло лук холодный, горем переполнило колчан?» (цитата также является олицетворением), «О, река! Немало и тебе величья!», «Кто свистит в тумане за рекою?».
Ещё для большего побуждения используются лексические повторы предложения: «За Русскую землю, за Игоревы раны – удалого сына Святослава!». А также слова «где» в отрывке: «Где мой брат, мой грозный Ярослав, где его черниговские слуги, где татраны, жители дубрав «…»?».
Яркая образность, индивидуальность произведения, его публицистичные черты создаются путём введения в текст различных литературных средств выразительности. На примере поэмы «Слово о полку Игореве» мы убедились в том, что только умея понимать средства выразительности, верно определять их роль, можно постичь всю глубину мысли автора.