На ежегодном выступлении Владимира Путина перед судьями происходит две важные вещи. Первое - президент дает всей системе ориентиры для работы. В этот раз он указал больше внимания уделять делам с мобилизованными. Второе - глава Верховного суда оглашает статику, которая неплохо показывает реальное положение в стране. Например, из года в год продолжает расти количество просроченных кредитов.
- В последнее время принят ряд законодательных решений по социальной поддержке военнослужащих, мобилизованных граждан и членов их семей. Они предусматривают дополнительные основания для приостановления судопроизводства, в том числе если гражданин участвует в боевых действиях, - в самом начале своей речи заявил глава страны.
Он добавил, что судьи должны учитывать не только «правовые аспекты», но и «жизненные обстоятельства». Например, с мобилизованных пока они на фронте нельзя требовать долги (единственное исключение - алименты). Но не всегда это правило выполняется.
Второй приоритет: защита бизнеса. Путин напомнил, что предпринимателям под санкциями и так приходится не просто. Президент попросил коммерсантам чаще давать не СИЗО, а домашний арест или залог.
- Это будет способствовать дальнейшей гуманизации правосудия, - пояснил российский лидер.
В конце Владимир Владимирович напомнил, что Россия вышла из Европейского суда по правам человека.
- Отдельные вердикты этого суда, ЕСПЧ, стали носить откровенно политизированный характер - правда, это было уже достаточно давно, но в последнее время просто приобрело абсолютно неприемлемый характер, - а предвзятость, пристрастность, чем бы они ни оправдывались, для судебной власти в любом случае абсолютно неприемлемы, - заявил российский лидер.
Путин признал, что после выхода из ЕСПЧ многие боялись снижения защиты граждан.
- Я не буду скрывать, и я тоже об этом думал всегда. Но в конечном итоге, на мой взгляд, наша судебная система, используя национальные судебные механизмы, способна их надежно защитить, - сказал президент.
После главы страны выступил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Он в цифрах рассказал о работе Фемиды:
* Самые частые дела: взыскание просроченных кредитов. Почти четверть (!) вообще всех дел в стране.
* На 28% за год стало больше дел о банкротствах. Это при том, что в пандемийные годы бизнес тоже разорялся все чаще.
* Оправдательных приговоров по уголовным делам по-прежнему не много. Судя по всему, в районе 1%. Лебедев перечислил, что 79% обвиняемых осудили, в 20% случаев «уголовное преследование прекращено» (обычно это происходит из-за сроков давности, но оправданием не считается).
- 1,5% людей отменили уголовные приговоры в апелляции.
Автор: Олег АДАМОВИЧ