Не так давно мною писались 2 статьи: про историю Электровелотуризма на среднем Урале и про такой подвид электротранспорта, как Электробайк-кайфобайк. В обеих из них так или иначе затрагивалась тематика терминологии. Поскольку я сам отношусь к категории электробайкеров (не путать с СИМ), то не понаслышке знаком с критериями идентификации к тому или иному подвиду. Где-то люди сами вводили какие-то понятия по личным представлениям, а где-то основу происхождения термина имеют законодательные акты, по типу ПДД. А ведь действительно, как и почему люди разграничивают категории? На что стоит больше обращать внимание, существуют ли какие-то универсальные, общие положения на данный момент? Также пищу для ума к раскрытию данной темы, подкинули в комментариях к последней из 2 ух статей на портале ЭТ.
Первое с чего стоит начать, в чём точная разница и границы между переходом из категории электровелосипеда и электромопеда(байка)? Решает какой то один параметр/характеристика или именно совокупность? Чтобы разобраться в этом, для начала стоит перечислить базовые характеристики любого аппарата на которые обращают внимание:
- Вес(масса)
- Габариты
- Мощность
- Скорость
Эти критерии сейчас прописывают активно в ПДД, а также обсуждают в соответствующих темах/разделах форумов электротранспорта. Но помимо сухих выдержек из статей, имеют значение и дополнительные критерии среди сообщества энтузиастов, любителей электротранспорта. На что они сами опираются и как себя ощущают на том или ином аппарате, при выборе стиля езды. Например, на отсутствие/наличие педалей и активного ассистента педалированию. А также сама основа, рама вашего байка. Если рама скажем МТВ и педали есть, но вы их не крутите? А если рама самовар и педалей нет, но в целом 80% компонентов всё равно вело и байк имеет малые габариты/массу и мощность? В каждом городе, сообществе и тусовке есть свои представления и критерии отбора по видам. Да что тут говорить, даже среди отдельных товарищей, внутри одной группы, мнение может быть разным по данному вопросу.
Есть как кардинально строгие рамки разграничения, так и более гибкие. Например, среди обычных велосипедистов популярно судить чисто по ЕВРО стандартам. Если движок выдаёт более 250 ватт и способен без ассистента выступать в роли основной тяги для передвижения (вел имеет отдельную ручку газа), то это уже однозначно мопед. Среди же большой массы самих «электриков» мнение на сей счёт чутка иное, а именно: мощность может быть чутка больше в пике, наличие ассистента необязательно и использование его по желанию, но основа всё-таки велосипед как ни крути.
А что на счёт движка? Если проводить анализ идентификации в целом по стране в разных городах, на основе мнений пользователей разных порталов, можно ли вывести что-то среднее? Принципиален конкретный тип или вес, размер? На мой сугубо субъективный взгляд, условный МиниМК редуктор 350-500ватт установленный на байке, будет явно ближе относить тс к велосипеду, чем какая-нибудь огромная гиря ДД. Тут и внешний вид, и общая масса, да и вливаемая мощность у ДД в пике как правило выше всегда. Даже по паспорту от китайцев ДД моторы рекомендуют устанавливать именно на мопедные, стальные, пространственные рамы, нежели на лёгкие алюминиевые обычного велосипеда. Что вполне разумно. А какая –нибудь миникрошка, которую чисто точки зрения экономии на общих вложениях, воткнули в обычную велораму, уже точно выводит собранный байк из категории электровелосипеда.
Далее общая масса. Тоже явно имеет значение. Банально реакция окружающих людей на тротуаре говорит сама за себя. Одно дело ехать с какой-нибудь бутылочкой в треугольнике рамы на 36 в.15 ач. А совсем другое обвещать вел по полной программе, когда народ чаще будет говорить при виде вас не «Мам,мам смотри велосипед !» , а что-то вроде этого «Уххх ! Вот это мопед, ты видел ?». И тут не поспоришь, тупо факты. Чем больше навешал АКБ, чем больше стали ваши габариты за счёт двигла и размера внешнего контроллера, тем чаще вы будете слышать себе в спину слово –мотоцикл. А уже в виду этого, вы сами начнёте так себя зачастую и ощущать.
Теперь разберём такие понятия как Электробайк и Мопед. Казалось бы, а какая тут вообще разница то? Чисто с технической точки зрения это же одно и тоже, разве нет? Грубо говоря лёгкий мотоцикл ( МО –мото, ПЕД –велосипед = гибрид мотоцикла и велосипеда) и всё тут, что мусолить. Однако помимо чисто технического аспекта имеет значения и психология. Разберём это на конкретном примере терминологии в сообществах электробайкеров города Екатеринбурга. По началу в момент становления электродвижения, все катали и называли свои байки как ЕВЕЛ или электровел. А спустя время,кое-кто ввёл понятие Электробайк, а владельцы именовались в последующем Электробайкеры соответственно. Как и почему это произошло?
Всё началось с того, как отдельные любители ЭТ стали активно увеличивать мощностные –скоростные характеристики своих байков. Сообщество условно разделилось на 2 категории:
1) Те, кто предпочитал ничего не менять в ТТХ и продолжали катать и приобщать себя ближе к велосообществу.
2) Тех, кто стремился к автономности, самодостаточности и образованию собственного, нового сообщества, отдельной категории.
Среди 2 ой категории, первым из активных первопроходцев (сторонником называть себя Электробайкером), был Сергей «Фрион». Почему же именно электробайк,а не электромопед ? Свою точку зрения он мотивировал и объяснял так: Во –первых, Мопед тупо не звучит. Электромопед….значит мы что, электромопедисты? Как- то слух режет, это раз. Во-вторых чисто идеологическая точка зрения, ассоциации. Дело в том, что мопед, скутер это в первую очередь ДВС. А Сергей, был ярым противником соотношения с ними и выступал против интеграции в их ряды. В том числе и совместные ПВД из- за вони от выхлопа и шума. Он придерживался мнения, что электробайк, это именно новая, наша отдельная категория. Мопед/мотоцикл - это уже существующее ранее движение, со своими устоями, традициями, понятиями и прочим. И совсем необязательно перенимать то, что уже создал кто-то за тебя, ведь в таком случае мы теряем индивидуальность и романтику того маленького, уникально и молодого образования коим оно рождалось в 2013-2014 годах.
По началу не все разделяли и понимали такую точку зрения, но позже некоторые (среди которых был и я сам) стали понимать его идею и мысль. В этом действительно что-то было. Зачем непременно катать всегда с ДВС или велосипедистами, когда можно и самостоятельно что-то придумывать и реализовывать, пусть и в ограниченном, малочисленном составе.
Выводы
В любом случае, как говорят у нас: Сколько людей –столько и мнений. А значит какая -то одна конкретная точка зрения на данные вопросы разграничения, не является определяющей в последней инстанции. И дискуссия, обмен мнениями всегда актуальны. А что вы думаете по этому поводу?