С появлением феномена сибирского панка у авторов текстов появилась тенденция “приправлять” свои тексты различными средствами выразительности, которые доступны для понимания лишь самому автору. С этим можно смириться, однако восприятие слушателя может кардинально отличаться от восприятия автора. На наш взгляд, авторы текстов сибирских панк-групп преуспели в этом деле, поэтому в своей статье мы разбираем альбомы именно этих авторов.
Что повлияло на выбор авторами тех или иных средств выразительности?
Что подразумевают авторы сибирского панка, когда используют слова“весна” или “дети”?
Немного про выбранные нами группы сибирского панка. История “молодого” сибирского панка.
1. Гражданская оборона
— советская и российская рок-группа. Основатель, бессменный лидер и единственный постоянный участник коллектива — Егор Летов.
ГрОб был основан Игорем (Егором) Летовым и Константином Рябиновым (Кузей УО) в 1984 году в Отдаленном Месте Ссылки Каторжников. В музыкальном отношении выделился оригинальными музыкальными мотивами и аранжировками, несмотря на практически полное отсутствие аранжировок в ранних альбомах.
Некоторые современники определяют Творческий путь на шесть этапов:
- Стадия раз (1984—1985)
- Стадия два (1987—1988)
- Стадия три (1989)
- Стадия четыре (1990—1993)
- Стадия пять (1994—2003)
- Стадия шесть (2004-2008)
Альбом 1989г. "Русское поле экспериментов" относится к стадии 3 и в этот отрезок времени у Егора велась война со всем миром. Злобно-злобные альбомы, где Егор воет затравленным металлистом вследствие ненависти ко всему и всем. Спорная вершина творчества Летова по мнению многих старых слушателей. Сам же Игорь Фёдорович «Русское поле экспериментов» называл своим лучшим альбомом и самой лучшей песней (впоследствии говорил то же самое про каждый последующий номерной альбом).
2. Инструкция по выживанию
Группа "Инструкция по выживанию" берёт своё начало в Тюмени, в 1985 году, где под видом кружка самодеятельности Мирослав Немиров создаёт рок-клуб. Первоначально Группа называлась "Армия Повстанцев имени Чака Бэрри", в дальнейшем была переименована. Название было взято в честь стихотворения Немирова "Инструкция по выживанию".
Альбом "Конфронтация в Москве" был написан в 1988г. Настоящее панковское звучание, незамысловатый чёс, не обезображенный чрезмерными мелодиями и прочими изысками, нелепый инструментал — музыка у группы не самая сильная сторона. Текстами являлась острая социалка тех времен. зарифмованные лозунги, легко ложащиеся на уши. На содержание текстов могли повлиять многие события тех дней, например:
- Продолжение конфликта в Афганистане
- Перестройка
- Беспорядки в Алма-Ате и т.д.
3. Спинки мента
В далёком 1986 году, в Новосибирске Дмитрий Кузьмин организовывает свою первую команду под названием «Спинки мента».
Единственные три альбома группы были записаны за 3 душных и потных февральских дня 1988-го, опять же — втроём, с Кузей Уо, едва-едва оклемавшимся от двухлетних сапогов.Изобилие больной и перекошенной психоделии, наивного, незамысловатого панка и просто — хороших песенок. Всё это звучит весьма коряво и карнавально.
Альбом “Кучи в ночи” является вторым в дискографии. Так как принято считать Вадима Кузьмина - романтиком в сибирском панке, его текста не затрагивали настолько табуированные в обществе темы, но все равно чувствуется влияние:
- Роста детской беспризорности
- Роста процента алкогольно-зависимых
- Желания противопоставить себя общественному и государственному строю
О выборе средств выразительности
Безусловно, внешние факторы жизненных обстоятельств оказывали большое влияние на содержание текстов сибирских панк-групп. Чтобы понять какие именно факторы оказали наибольшее влияние, мы провели небольшой анализ песен на наличие тем, которые повторяются во всех отобранных альбомах. По результатам анализа мы пришли к вышеупомянутым темам: “дети” и “весна”.
Весна.
Группы существуют в одном месте, в одном жанре и почти в одно время, но то, что они вкладывают в слово “весна” зависит от автора и его личностной картины мира.
Так слово “весна” представляет концепты:
- “свобода”;
Мир пробудился от тяжёлого сна и вот наступила ещё большая весна… (Гражданская оборона - Вершки и корешки)
- “любовь”;
Никто не хочет быть один в апреле или в марте, но каждый жаждет быть любим, и так, чтобы бесплатно… (Инструкция по выживанию - Памяти А. Крученых)
- “грязь” и “беспорядок”
…На дворе гниет весна… (Спинки мента - Весна)
Дети.
У слова "дети" получается представление концептов:
- “невинность”
Маленький мальчик нашел пулемет… (Гражданская оборона - Вершки и корешки)
- “будущее”
...Я та шпана, что вам грозит грядущею расправой. (Инструкция по выживанию - Мы все в конце)
- “сопереживание” и “сочувствие”
...Серые люди убого смеются: сгинули дети короткой тьмы. (Спинки мента - Дети короткой тьмы).
Заключение
Возможно, мы упустил како-либо концепт в своей статье. Но если подумать, то это и есть красота этого жанра и идеи наполнять свои песни скрытыми смыслами. Мы начинаем вслушиваться, переслушивать, находить новые концепты и делиться этой информацией со своими близкими. Это можно назвать гениальным пиар-ходом, но скорее всего, авторы просто любили своё дело и отдавались ему полностью, от чего в текстах до сих пор находят новые тайные послания.
Литература:
Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке.
Курий С. И. Рок-толкование песен группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ.
Егор Летов. Стихи. 2003г.
Коблов А. Егор Летов. Моя оборона: архивные фотографии, документы, рукописи.