Даже сейчас, когда у каждого из нас под рукой телефон с калькулятором, нельзя недооценивать важность навыков устного счета. Это умение развивает интеллект и речь, запускает процессы логического мышления, стимулирует внимание и концентрацию. А для того,чтобы считать быстро и просто, существует немало приемов. Увы, в школе этому отчего-то не учат, предлагая детям бесконечно рисовать столбики цифр. А ведь во многих случаях этого не требуется.
Сегодня я поделюсь с вами пятью приемами быстрого счета:
1. Как легко вычитать числа 7, 8, 9. Принцип прост:
вычесть 7 = вычесть 10, прибавить 3
вычесть 8 = вычесть 10, прибавить 2
вычесть 9 = вычесть 10, прибавить 1.
Простые примеры:
22 - 7 = 22 - 10 + 3 = 15
34 - 8 = 34 - 10 + 2 = 26
53 - 9 = 53 - 10 + 1 = 44.
Предложенный способ, очевидно, будет проще для ребенка, чем прямое вычитание. А если ребенок уже привык считать такие примеры в уме, никто не мешает ему проверить себя.
2. Как быстро умножать на 4, 8, 16.
Для применения этого способа следует вспомнить, что:
4 = 2 * 2
8 = 2 * 2 * 2
16 = 2 * 2 * 2 * 2
На два, как известно, умножать максимально просто. Так что в случае умножения на 4 ребенку просто нужно умножить число на 2 дважды, при умножении на 8 - трижды, при умножении на 16 - четырежды.
Пример:
23 * 16 = 23 * 2 (46) * 2 (92) * 2 (184) * 2 = 368
3. Простое деление на 5.
Все просто. Деление на 5 можно осуществить, разделив число на 10, а следом умножив на 2.
780 / 5 = 780 / 10 * 2 = 156
560 / 5 = 560 / 10 * 2 = 112
4. Умножение на однозначные числа.
Для такого умножения необходимо “разложить” число, которое мы будем умножать, на единицы, десятки, сотни и т.д.
56 * 3 = 50 * 3 + 6 * 3 = 150 + 18 = 168
122 * 7 = 100 * 7 + 20 * 7 +2 * 7 = 700 + 140 + 14 = 854
523 * 6 = 500 * 6 + 20 * 6 + 3 * 6 = 3000 + 120 + 18 = 3138
Выглядит уже не так страшно, правда?
5. Делимость числа на 2, 3, 4, 5, 6 и 9.
Этот способ освещают в школьной программе, но, как правило, уделяют ему мало времени. Так что напомню. Речь, конечно же, идет о делении без остатка или дробной части.
- Число делится на 2, если последняя цифра числа делится на 2. То есть 344 на 2 делится, а 521 - нет.
- Число делится на 3, если сумма всех его цифр делится на 3. Число 732 (7 + 3 + 2 = 12) делится на 3, а число 812 (8 + 1 + 2 = 11) - уже нет.
- Число делится на 4, если число, которое составляет две последние его цифры, делится на 4. Так 1720 (20 делится на 4) - делится на 4, а 1315 (15 не делится на 4) - нет.
- Число делится на 5, если заканчивается на 5 или 0. То есть число 120 делится на 5, а 248 - нет.
- Число делится на 6, если делится и на 2, и на 3. То есть число 824 имеет последнюю цифру 4, то есть делится на 2, но при этом сумма цифр дает 8 + 2 + 4 = 14. 14 не делится на 3. Значит, на 6 число также не делится.
- Число делится на 9, если сумма всех его цифр делится на 9. То есть принцип тот же, что и с “тройкой”. Число 6732 (6 + 7 + 3 + 2 = 18) делится на 3, а 8657 (8 + 6 + 5 + 7 = 26) - нет.
Научите этим простым приемам своего ребенка, чтобы он чувствовал себя на уроках комфортнее и увереннее.