Найти в Дзене

Морозко

Сказка написана по заказу моего внука Марка и посвящается ему же. Часть первая. Забавная. Накануне новогодних праздников Марк со своим младшим братом Лёвой пошли в парк кататься на снегокате. Нашли подходящую горку и ну развлекаться! В гору бегом, с неё — как получится. Кто успел сесть на сани — хорошо, не успел — твоя проблема. Лёве приходилось сложнее, он не всегда поспевал за братом. Частенько мог только ухватиться за сиденье и ехал с горы рядом со снегокатом. Но всем было весело. Парк погружался в ночь, как будто под чёрное покрывало прятался . Уходить домой, между тем, совсем не хотелось. — Ещё раз прокатимся и пойдем, — Марк это говорил десятый раз. Но скатившись, мальчишки снова бегом бежали в гору. Они уже устали, поэтому на самой вершине теперь не спешили. Усаживались как следует: сначала Лёва, сзади— Марк, крепко обхватив брата. В этот раз снегокат разогнался не на шутку. Выехали к озеру и начали спускаться на лёд с крутого берега, а там еще оказался трамплинчик, подпрыгнули
Фризский конь. Цезарь.
Фризский конь. Цезарь.

Сказка написана по заказу моего внука Марка и посвящается ему же.

Часть первая. Забавная.

Накануне новогодних праздников Марк со своим младшим братом Лёвой пошли в парк кататься на снегокате. Нашли подходящую горку и ну развлекаться! В гору бегом, с неё — как получится. Кто успел сесть на сани — хорошо, не успел — твоя проблема. Лёве приходилось сложнее, он не всегда поспевал за братом. Частенько мог только ухватиться за сиденье и ехал с горы рядом со снегокатом. Но всем было весело.

Парк погружался в ночь, как будто под чёрное покрывало прятался . Уходить домой, между тем, совсем не хотелось.

— Ещё раз прокатимся и пойдем, — Марк это говорил десятый раз. Но скатившись, мальчишки снова бегом бежали в гору. Они уже устали, поэтому на самой вершине теперь не спешили. Усаживались как следует: сначала Лёва, сзади— Марк, крепко обхватив брата. В этот раз снегокат разогнался не на шутку. Выехали к озеру и начали спускаться на лёд с крутого берега, а там еще оказался трамплинчик, подпрыгнули и вдруг … Полетели!

Лёва испуганно сжимал в руках руль, Марк вцепился в Лёву и хотел закрыть глаза. Но полёт был такой плавный, тихий, захватывающий дух! Мальчики смотрели вниз — вот они пролетели над парком, вот позади остался их высокий дом, а они летят всё выше, в небе загораются первые звёздочки. Скрылся из вида уже и город, под ними — тёмный лес. Восторг от полёта снова сменился страхом. Куда их занесет?

Лёва начал всхлипывать. Марк тоже готов заплакать, но статус старшего брата требует держать себя в руках. Их необычное летательное средство пошло на снижение. Сделало небольшой круг и приземлилось у большого дома, окруженного лесом со всех сторон. Из окон дома лился свет, фасад весь украшен светящимися фонариками. Сказочный терем какой-то.

Мальчики так и остались сидеть на снегокате. Куда они попали? Что делать? Достали телефоны — экраны темные, связи нет.

В это время дверь дома отворилась.

***

Часть вторая. Гостеприимная.

Из дома вышел высокий старик в синей шубе, шапке того же цвета, с длинной седой бородой. Похож на Деда Мороза, но другой.

— Ну, прибыли? Я уже заждался. Заходите в дом, гостями будете, — незнакомец начал поднимать застывших в оцепенении мальчишек. Повел их в дом, легонько подталкивая в спину.

В избе детям бросилась в глаза огромная русская печь. «Ковчег» — пришло на ум Лёве. Про такую они только в сказках читали. Возле печи прислонились деревянная лопата, ухваты, кочерга, на полке разместились разноколиберные горшки. У окна расставил толстые ноги большой круглый стол, накрытый кружевной скатертью. На столе возвышался пузатый попыхивающий самовар. В комнате было тепло и вкусно пахло. Мальчикам вспомнили, что с утра ничего не ели.

— Раздевайтесь, мойте руки — вон рукомойник стоит— и будем вечерять.

Парни быстро сбросили сапоги, комбинезоны, оба подошли к рукомойнику, помыли руки, испуганно поглядывая друг на друга. Что с ними будет? Где они?

Когда сидели за столом, Марк поинтересовлася, уплетая вкусную плюшку:

— Дедушка, а как так получилось, что мы к Вам попали? Мы же просто с горки катались…

— А это я решил вам такой подарок сделать. Позвал вас в сказку. Вы знаете кто я?

— Дед Мороз! — блеснул Лёва своей сообразительностью.

— Не угадал! У Деда Мороза какая шуба?

— Красная…

— Вот то-то и оно! Я — Морозко. Старший Брат Деда Мороза. Я — хозяин зимы. Снегом, морозом, метелями командую. Бывает, ежели не в духе, могу такую пургу послать, света белого не увидишь! Горе тем путникам, которые в эту пору в дороге окажутся. Настроение у меня частенько плохое бывает, в отличие от брата. Он у нас добрый, всех любит. А я нелюдимый, одинокий. Вот и серчаю часто, с погодой лютую — злобу свою вымещаю.

— А мы-то Вам зачем? — Марк опустил глаза на красивые рисунки скатерти.

— Так от тоски мучаюсь! Может с вами мне повеселее станет. Как вы думаете? Сможете меня развлечь? Кстати, можете мне не выкать. Представьте, что я ваш дедушка.

— Почему все-таки ты нас взял? Мы плохо себя вели, что ли? — Лёве необходима полная ясность происходящего.

— Да всё очень просто. Никого кроме вас в парке уже не было.

Мальчики переглянулись и украдкой вздохнули…

Ох, что будет с ребятами? Как думаете?

***

Часть третья. Сражательная.

Поужинав и поблагодарив Деда за вкусную еду, Марк вызвался помыть посуду. Морозко довольно крякнул и показал где взять горячую воду. Водопровода в избе не было. Лёва помог брату и они быстро справились с чашками. Старик всё время наблюдал за мальчиками из-под мохнатых бровей.

— Молодцы, хозяйственные. Ну, что теперь делать будем?

Лёва предложил сыграть в шахматы. Дед обрадовался:

— Давно я не играл. Давай, попробуем. Если у меня три раза выиграешь, то это будет ваше первое задание. Всего три задания. Как справитесь, так и домой отправлю.

Старик вытащил шахматы, фигуры которых были изо льда, сели играть. Первым ходил Лёва.

— Дед, ты значит французскую защиту решил применить, — Лёва профессионально взялся за дело. — Посмотрим, как ты проявишься в системе Нимцовича…

Старый только кряхтел и молча передвигал фигуры. Марк напряженно вглядывался в лицо брата. Удастся ли тому выиграть?

Лёва сходил конём, и тут Марк заметил как фигуры перемигиваются, делают друг другу знаки и потихоньку меняют свои позиции. Марк, пихнув брата в бок, показал на слона, покинувшего законное место. Лёва вернул легкомысленную фигуру, попросил противника приструнить негодников и играть честно.

— Ладно, ладно… — проворчал недовольно Дед.

Марк попытаться отвлечь старика, заговорить его.

— Дедушка, а у тебя кони есть? Я коней люблю, мог бы за ними поухаживать…

— Как без коней? У меня тройка резвых фризских жеребцов. Знаешь такую породу? Я на них выезжаю иногда. Сейчас в конюшне стоят. За ними Ивашка-лодырь присматривает. Больше спит, чем коней обслуживает, негодный. Завтра вокурат их почистишь, корму задашь. Может, разрешу прокатиться…

— Конечно, почищу! С удовольствием! Я и оседлать сам могу.

— Ну-ну, поглядим…

— Дед, тебе мат.

— Да ты что? Так быстро. Где же это я ошибся, а?

— Еще будем играть?

— Нет, малой, что-то я устал. Завтра продолжим. Сейчас спать лягу. А вы мне сказку расскажите.

Дед грузно поднялся и двинулся в опочивальню, дети за ним. Устроились рядышком возле кровати Морозко, какую же ему сказку рассказать?

— Только не надо вот это: «Жили-были…» Что-нибудь новенькое давайте!

— Хорошо, новенькое так новенькое, — Марк решил рассказать свою историю, только что придуманную.

Сказка подействовала, старый быстро засопел. Мальчики мышками выскользнули из спальни, тихонько прикрыли за собой дверь. Лёва зевал — тоже пора отдыхать. Утро вечера мудренее. Оглядев комнату, поняли, что ночевать придется на печи. Залезли — хорошо! Лежанка устлана толстой подстилкой: тепло и мягко. Можно спать!

Но дед-то хитрец! Только дети вышли из спальни, он тут же открыл глаза…

***

Часть четвёртая. Вероломная.

Только дети вышли из дедовой спальни, старик открыл глаза и позвал:

— Кс-кс-кс.

Из-под кровати вылезла здоровенная черная кошка Машка.

— Давай, иди к ребятам. Настрой их, чтобы мне доверяли, про дом забыли. А то больно уж они самостоятельные. Ишь, выиграл у меня первую же партию…И коням скажи, чтобы завтра с пацаном разобрались, поняла?

— Мяу, мр-р-р… — котяра выскользнула за дверь и бесшумно двинулась к печи. Запрыгнув к детям, легла между ними и замурчала. Марк сразу обнял кошку, прижал к себе, начал гладить и ласковые слова бормотать. Животина растаяла. Этот мальчик мгновенно покорил её злобное сердечко. Машка поняла, что не в состоянии обидеть его ни при каких обстоятельствах. Так они и уснули, прижавшись друг к другу.

Когда Марк открыл глаза, в избе было темно. Кошка тут же села, начала вылизывать свою шерстку и шептать мальчику:

— Дед заставит вас завтрак готовить. Ты умеешь?

— Да, могу кашу сварить, яичницу пожарить. Но на русской печи я никогда не готовил.

— Старый на это и рассчитывает. Ты с печкой поласковее будь, тогда она еду сама приготовит и подскажет, что делать надо. Понял?

— Да, понял, спасибо, дорогая Машутка! — Марк прижал кошку и благодарно чмокнул в нос.

Машка растрогалась, слезинка из правого глаза выкатилась. Пришлось хвостом прикрываться.

Тут и Лева проснулся. Слезли все с печи, Марк погладил кормилицу по теплому боку:

— Спасибо, печка, так хорошо на тебе спалось! И тепло, и мягко!

Печь пыхнула теплом, заслонка открылась. Мальчики увидели, что внутри и пироги на противне подоспели, и каша в чугунке вздыхает, пузыри пускает, и блины стопочкой на чугунной сковородке греются.

— Возьми лопату, вытащи пироги да блины, а то подгорят. — Печь шептала своими угольками.

Марк осторожно достал противень, вместе с Лёвой выложили пироги на большую тарелку. Ухватом с трудом вынули котелок с кашей.

— В самовар-то водицы налей, а в трубу угольки мои положь. Только аккуратно, вон щипцы лежат, ими орудуй.

Марк осторожно достал несколько угольков, положил их в трубу, бросил туда же щепки и вспомнил, как дед на даче раздувал самовар мехами. А здесь чем раздувать? Машка подошла к старому сапогу, лежащему в уголке:

— Возьми сапог! Им раздувай!

Получилось! Мальчишки улыбались перемазанными сажей мордашками. Им уже нравилось кошеварить у дедовской печи. Тут и сам хозяин появился.

— О! Стол накрыт! Не ожидал! — дед свирепо глянул на кошку. Та, вздернув хвост, с независимым видом тёрлась о ноги своего любимца.

— Проходи, дедушка, садись, у нас всё готово. — Марк взял самую большую плошку, положил рассыпчатую кашу, поставил перед стариком.

Поесть-то поедят, а дальше что, а?

***

Часть пятая. Фартовая.

После завтрака дед заметно повеселел. Предложил вторую партию в шахматы сыграть. Марка отправил к лошадям.

Только открылась дверь в конюшню, кони вздыбились, заржали, застучали копытами. Марк бесстрашно подошел, протянул самому большому жеребцу кусочек сахара на ладошке. На дверце стойла была табличка «Цезарь». Конь принюхался, взял мягкими губами лакомство, замотал головой благодарно.

Мальчик открыл засов, вошел, погладил лошадиную морду, потрепал по шее, забормотал что-то на ухо. Конь слушал, кивал, позволил расчесать хвост и гриву. Марк взял скребок, почистил коню забитые грязью копыта. Животное облегченно вздохнуло и всё старалось положить голову на плечо своему благодетелю. Задав всем жеребцам корма, заметив где висит сбруя, Марк вернулся в избу.

Шахматный поединок перешёл в эндшпиль. Лёвина пешка была готова превратиться в ферзя, дед нервничал. С приходом брата, Лев вдохновился и быстро завершил матч матом. Морозко нервно крякнул.

— Второе задание вам сегодня придумаю. Готовьтесь. Пойду, отдохну маленько.

— Быстро собирайся! Жду тебя на улице. Не знаю, что еще дед придумает! Смываться надо! — Марк обнял кошку, погладил печь.

— Возьми немного моей золы, вон в ведерке под шестком, пригодится в дороге, — прошептала печь на прощание. Мальчик сыпанул в мешочек горстку золы, сунул в карман.

В конюшне парнишка быстро оседлал Цезаря, накинул уздечку и вывел во двор. Конь хотел заржать, но Марк протянул ему еще кусок сахара.

— Далёко собрался? — из-под кучи соломы вылез невысокий мужичок.

— Здравствуйте, Вы, наверное, Ивашка?

— Кому Ивашка, а кому и Иван Васильич. Зачем коня оседлал? Кто разрешил?

— Дед разрешил, сказал, раз я его почистил, покормил, могу покататься.

— Ну-ну, пойду, уточню, — конюх лениво двинулся к дому.

Подсадив подошедшего брата, Марк вспрыгнул в седло и пришпорил коня. Конь заржал, перемахнул через забор и галопом рванул в лес.

Вскоре дети заметили позади быстро приближающееся снежное облако. Погоня! Марк вспомнил про золу. Подождав, когда преследователь приблизится, парень швырнул назад печкин подарок. За беглецами тут-же поднялась снежно-песчаная буря.

— Давай, Цезарь, вперед, милый! — закричали испуганно мальчики. Жеребец яростно заржал, оттолкнулся задними копытами и взмыл к облакам! Опять полёт! Ребята восторженно смеялись и стучали пятками по крутым бокам коня. Вдруг внизу Марк увидел загоны своего конного клуба «Вольный ветер»:

— Цезарь, приземляйся! Видишь, внизу лошади? Давай туда!

Очутившись на земле, дети первым делом достали свои телефоны. Ура! Связь появилась! Можно позвонить папе!

Пока ждали отца, договорились с тренером, что Цезарь будет жить в клубе. У Марка появилась персональная лошадь! Можно приезжать в любое время и кататься сколько пожелаешь! Это лучшее, что могло случиться на Новый Год! Наш любитель коней не мог и мечтать о таком подарке!

Желаю всем, друзья, исполнения самых заветных желаний!