Найти тему
46,4K подписчиков

Выжил в «Долине смерти» и брал Берлин — вспоминаем Героя Советского Союза Хотимского

Думаю, многие знают или слышали о знаменитом «Невском пятачке» (условное обозначение советского плацдарма у Ленинграда), а вот о таком же исключительно важном плацдарме у Воронежа знают лишь военные

Думаю, многие знают или слышали о знаменитом «Невском пятачке» (условное обозначение советского плацдарма у Ленинграда), а вот о таком же исключительно важном плацдарме у Воронежа знают лишь военные историки и жители этого российского региона. Плацдарм получил название Чижовский, а среди защищавших его воинов он именовался не иначе как «Долиной смерти».

Думаю, многие знают или слышали о знаменитом «Невском пятачке» (условное обозначение советского плацдарма у Ленинграда), а вот о таком же исключительно важном плацдарме у Воронежа знают лишь военные-2

Для того, чтобы переправиться на другой берег одноименной реки Воронеж и закрепиться на плацдарме, советские воины создали подводную переправу из битого кирпича и бетонных блоков. Для того чтобы враг не мог понять, где готовится переправа, ее сооружали только в ночное время, причем поверх переправы оставляли почти полметра воды. Именно по этой переправе ночью на другой берег перешли танки и пехота, внезапно нанеся удар по немцам и захватив часть правобережной части города. Несмотря на то что немцы предпринимали постоянные попытки сбросить советские войска с занятого ими плацдарма, он так и оставался за Красной Армией. Бои за Чижовский плацдарм продолжались до самого освобождения города и даже сегодня здесь продолжают находить останки солдат. На сегодняшний день на братской могиле Чижовского плацдарма захоронено более 15 000 советских военнослужащих, при этом известны имена только 3545 человек…

Именно здесь и принял свое боевое крещение в Великую Отечественную войну уроженец городского поселка Шерешево Пружанского района Брестской области, будущий Герой Советского Союза Михаил Васильевич Хотимский, тогда заместитель командира 111-й танковой бригады 25-го танкового корпуса.

Думаю, многие знают или слышали о знаменитом «Невском пятачке» (условное обозначение советского плацдарма у Ленинграда), а вот о таком же исключительно важном плацдарме у Воронежа знают лишь военные-3

ОТ ЧИЖОВСКОГО ПЛАЦДАРМА ДО ЗЕЕЛОВСКИХ ВЫСОТ БЕРЛИНА

Из личных воспоминаний Михаила Хотимского: «О Воронеже и Чижовке я не мог забыть до самого Берлина. Уж очень тяжелыми и кровопролитными были те бои. На Чижовских холмах бесстрашно дрались с врагом и пали геройской смертью мои сослуживцы лейтенант Н.Л.Глызин, младший лейтенант Н.С.Коклин, старшина Н.Е.Крепкий, старший сержант М.И.Борщук, многие другие. Но плацдарм мы расширили, углубили и закрепили. Он потом сыграл большую роль в освобождении города».

Для воинов 25-го танкового корпуса, в состав которого и входила 111-я танковая бригада Хотимского, бои на Чижовском плацдарме стали тогда испытанием на стойкость, выдержку, силу морального духа и верность Воинской Присяге. И они выдержали его с честью, о чем свидетельствует приказ Командующего войсками Воронежского фронта, в котором высоко оценивались действия личного состава корпуса. 35 воинов были отмечены наградами Родины. Первыми среди награжденных в 175-й танковой бригаде стали механик-водитель сержант Н.И.Фролов, командир танковой роты старший лейтенант Ф.Р.Кирюнин, адъютант старший 1-го танкового батальона лейтенант А.Н.Шлыков; в 162-й танковой бригаде адъютант старший батальона лейтенант П.В.Десяткин; в 111-й танковой бригаде помощник начальника политотдела по комсомолу младший политрук В.П.Одейников, командиры рот старший лейтенант Д.А.Зайцев, лейтенант П.В.Ахмадулин, военфельдшер старшина И.И.Краснова.

Был награжден за те бои на Чижовском плацдарме и наш земляк подполковник Михаил Хотимский, правда, орден Красной звезды был вручен ему лишь в феврале 1943 года.

В этом нет ничего особенного, ибо командир корпуса был наделен правом награждать рядовой и сержантский состав, а также офицеров в должностях не выше командира роты. Поэтому ходатайство о награждении заместителя командира бригады должно было пройти инстанции и решение принималось Командующим фронтом. Вот строки из наградного листа на Михаила Васильевича Хотимского: «На подступах к городу Воронежу т. Хотимский проявил себя инициативным и храбрым командиром. Был ранен в бою, но оставался в строю и продолжал руководить боем».

К тому же, как явствует из наградного листа, Михаил Хотимский, находясь все время на передовых позициях, в сложившейся на том участке фронта тяжелой ситуации, когда погиб командир стрелкового батальона, временно принял на себя командование и личным примером воодушевил бойцов на успешное отражение сильной контратаки немцев.

А, забегая вперед, подчеркну, что во всех дальнейших наградных листах на Михаила Хотимского непременно особо отмечалось: «…непрерывно находился в боевых порядках, а в трудные моменты ЛИЧНО ВОЗГЛАВЛЯЛ своих танкистов, добиваясь успеха!».

Думаю, многие знают или слышали о знаменитом «Невском пятачке» (условное обозначение советского плацдарма у Ленинграда), а вот о таком же исключительно важном плацдарме у Воронежа знают лишь военные-4

Так было и при форсировании Днепра 29 сентября 1943 года, когда полковник Хотимский был назначен командиром 25-й танковой бригады, и танкисты Хотимского, переправившись на плацдарм в районе города Верхнеднепровска, совместно с пехотными подразделениями прорвали оборону врага, освободив город и важный железнодорожный узел Пятихатки. Его командирский талант был высоко оценен, на кителе комбрига засиял орден Красного Знамени. И тут же произошло новое назначение: Михаилу Хотимскому пришлось срочно принимать под свое начало 16-ю механизированную бригаду, так как полковник А.Железняк, командовавший ею, был снят с должности по причине отступления бригады с занимаемых позиций.

Корпус тогда вел тяжелые бои на подступах к городу Кировограду, где гитлеровцы создали мощную оборону. И, тем не менее, 8 января 1944 года Кировоград был взят, во многом благодаря усилиям бригады Хотимского, который умело и грамотно руководил действиями бригады на подступах и в уличных боях в Кировограде.

Создав хорошие предпосылки для дальнейшего наступления на запад, 16-я механизированная бригада, руководимая полковником Хотимским, 22 марта 1944 года штурмом освободила город Первомайск Николаевской области и форсировала реку Южный Буг. В дальнейшем танкисты и стрелковые части соединения Хотимского вышли на реку Днестр в Молдавии. За отличие в Бугско-Днестровской операции полковник Хотимский был награжден полководческим орденом Суворова 2-й степени.

А в ходе Ясско-Кишиневской операции в августе 1944 года бригада Хотимского прорвалась к городу Леово, где на реке Прут соединилась с частями 2-го Украинского фронта, завершив окружение кишиневской вражеской группировки. За умелое руководство бригадой и личное мужество комбриг был удостоен еще одного ордена Красного Знамени.

И еще не раз полковнику Хотимскому командование доверяло руководить боями на самых опасных и ответственных участках фронта, и он не подвел. Так, 50-я танковая бригада, которой он командовал с сентября по ноябрь 1944 года, была удостоена звания гвардейской, а с 37-й механизированной бригадой комбриг Хотимский не раз отмечался в приказах и закончил победно свой боевой путь на Зееловских высотах у Берлина.

Так, в январе 1945 года 37-я мехбригада и ее командир полковник Михаил Хотимский отличились в ходе Висло-Одерской наступательной операции, когда 28 января передовые отряды бригады вышли на польскогерманскую границу.

И первая водная преграда, река Нетце: мост гитлеровцы взорвали, форсировании реки бригадой Хотимского проходило по наведенному понтонному мосту. Несколько раз немцы накрывали переправу артиллерийским и минометным огнем, шли под воду и танки и люди… Комбриг Хотимский неотлучно был на переправе и это воодушевляло бойцов.

А крайне тяжелые бои продолжались на территории Германии. Командир одной из танковых рот Николай Никитин оставил нам, потомкам, свой дневник. Приведу лишь один боевой эпизод, описанный им: «Снаряд попал мне в перископ и сорвал его. Я ослеп, т.е. не мог наблюдать из танка за полем боя. Скрипя зубами, приказываю: «Задний ход». Уползаю за холм на прежнее место. Атака не вышла. Осмотрел машину. Кое-где бронебойные пули воткнулись в броню и остались там. Перископ срезало как ножом. Если бы снаряд ударил чуть ниже, не вертеться бы больше голове на шее, ее оторвало бы. Через полчаса ринулись всеми танками на деревню. Шуму было много. Заряжающий не успевал заряжать. Пока заряжает пушку — трещу из пулемета. Все горит: деревня горит, танки горят. Прильнул к прицелу. Из-за ограды блеснула молния и страшный удар по голове. Во рту сладко и тысячи разноцветных искр перед глазами. Тело не слушается, ползет с сиденья. Всё! Уже лежа на боеукладке услышал второй удар и больше ничего. Очнулся —  дышать нечем. Жарко. Ухватился за край люка и вылез по грудь. Свежий воздух, захваченный легкими, сразу удушил. И опять все пусто. Очнулся в снегу. Механик заваливает меня снегом. На мне горит одежда. Деревня взята».

Под стать своим героическим танкистам был и сам комбриг Хотимский, предпочитавший руководить боями не с командного пункта бригады, а находясь в башне командирского танка. Не зря его искренне уважали подчиненные, зная, что комбриг всегда на самом передке боев!   Командир корпуса генерал Семен Кривошеин в своей книге «Ратная быль» так кратко, но очень емко характеризовал комбрига Михаила Хотимского: «Это один из командиров, о которых солдаты говорят: «Не подкачает».

За умелое руководство бригадой в ходе Висло-Одерской операции с форсированием Одера, в ходе которой бригадой было захвачено и уничтожено 60 автомашин, 60 орудий, 22 танка, более 3500 гитлеровцев, полковнику Михаилу Хотимскому и было присвоено звание Героя Советского Союза!

А 14 апреля 1945 года части 37-й механизированной бригады сосредоточились в районе города Кюстрин, и 16-го началась битва за Берлин. В этот день 37-я механизированная бригада, в составе 2-й гвардейской танковой армии, вступила в боевые действия на Берлинском направлении.  Преодолев несколько полос глубокоэшелонированной гитлеровской обороны, бригада Хотимского 22 апреля 1945 года достигла северного пригорода Берлина, городка Кётцин, затем, обойдя гитлеровскую столицу с севера, 26 апреля танки Хотимского ворвались в западную часть города. Последнюю водную преграду — реку Шпрее, бригада Хотимского преодолела 25 апреля и до 2 мая вела тяжелые уличные бои. И вот такая долгожданная, выстраданная подвигами и жизнями Победа!

И снова строки из дневника командира танковой роты Никитина: «Закончил войну в Берлине. Думаю, что если из моих сверстников из 100 оставались в живых трое, то из танкистов в живых оставалось полтанкиста. Потерял четыре танка. Был трижды ранен, контужен, горел. Танкистов бьют снарядами, и не приведи бог испытать на себе удар снаряда по танку, в котором сидят четверо или пятеро кровных товарищей… Огненный кошмар, смерть, ужас. Война такая штука».

Так и наш земляк, танковый комбриг Михаил Хотимский, был одним из тех, кто дошел страшными огненными дорогами Великой Отечественной войны до Берлина, вписав в летопись Великой Победы свое имя и прославив Беларусь и свою малую родину–Пружанщину.

А всем им, советским танкистам, посвятил свои стихотворные строки Ефим Гольдберг, уроженец города Борисова, сам воевавший в танковых войсках:

Мы ура не кричали, выводя свои танки в атаку,

Нам по минам идти и пехоту вести за собой.

Ну, а кончится бой, мы откроем тяжелые люки,

Чистый воздух победы, как воды родниковой попьем.

Посидим, помолчим.

Отдыхают усталые руки.

И за павших друзей мы по кружкам вино разольем.

О БЕЛОРУССКИХ КОРНЯХ ХОТИМСКОГО, ЗОВЕ МАЛОЙ РОДИНЫ И ПАМЯТЬ О ГЕРОЕ

Родился Михаил Хотимский 14 февраля 1903 года, в тогдашнем местечке Шерешево Пружанского уезда Гродненской губернии Российской империи, здесь же и прошли годы его раннего детства. А еще Михаил несколько лет учился в уездном городке, по всей вероятности, в городском реальном училище, именно эта форма обучения была наиболее распространенной на уровне уездных центров тогдашнего Российского государства. В связи же с начавшейся Первой мировой войной, его семья, как и многие другие, покинула этот западнобелорусский регион. Но, как впоследствии показала жизнь, в душе Михаила Васильевича сохранилась память о родных, как он сам называл, местах, а еще и тяга к малой родине.

Об этом свидетельствуют его приезды на Пружанщину после завершения службы в Советской Армии, встречи с населением, трудовыми и воинскими коллективами, школьниками. Особо теплой сложилась его многолетняя дружба с педагогическим коллективом и учащимися средней школы № 1 города Пружаны. В этой школе, кстати, носящей имя Краснознаменного Белорусского военного округа (!), бережно хранятся его письма, и педагоги используют переписку с земляком—героем при проведении классных часов и общешкольных мероприятий военно-патриотической направленности. Немаловажно, что имя Героя Советского Союза Михаила Хотимского носит пионерская дружина школы и ребята гордятся своим прославленным земляком.

Сохраняется память о Хотимском и в Пружанском аграрно-техническом колледже, в музее которого в качестве ценных экспонатов имеются некоторые личные вещи героя.

Меховая безрукавка Михаила Хотимского
Меховая безрукавка Михаила Хотимского

Имя славного земляка Героя Советского Союза Михаила Хотимского увековечено и в самом районном центре: в Пружанах есть улица, названная в его честь, ему было присвоено звание Почетного гражданина города.

А в родном Шерешево, на здании местной школы, 9 мая 2015 года была установлена мемориальная доска земляку–герою.

Важно, что сделано это по инициативе тогдашнего руководства школы и при организационной и финансовой поддержке Пружанского районного исполнительного комитета.

Радует также то, что сейчас ведется серьезная работа по присвоению школе в Шерешево имени Героя Советского Союза Михаила Хотимского, об этом сообщил в ходе подготовки данной зарисовки заместитель председателя Пружанского районного исполнительного комитета Руслан Супринович.

Это замечательно, ибо Великая Отечественная война, подвиг наших советских людей — это уже история и не столь близкая. А история для каждого человека, все равно, что вторая фамилия. Она говорит о том, кто мы есть, поэтому знать ее мы просто обязаны. Мы должны знать, чьи мы дети и внуки, по какой земле ходим, чьим и каким трудом она нам досталась. И наши предки, положившие все силы и даже жизни, на алтарь Победы в Великой Отечественной войне, занимают в истории нашей Родины, в нашей с вами, уважаемые читатели, истории, наиважнейшее место. По праву!

АВТОРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Нисколько не умаляя ни заслуг Михаила Хотимского, ни того, что сделано и делается в Пружанском районе в вопросах сохранения памяти о наших героях Великой Отечественной войны, более того, скажу, что делается значительно больше, нежели в некоторых других регионах, позволю себе высказаться о некоторых моментах, связанных с историей освобождения Пружанского района.

Делаю это, исходя из важного принципа, что не должно быть забытым ничто и тем более, никто!

Изучая многие источники, в том числе и местные, заметил, что в свое время была допущена ошибка в трактовке роли Михаила Хотимского в освобождении родных мест.

Да, 37-я механизированная бригада, в ряду других воинских соединений и объединений, героически воевала, освобождая Беларусь, особо отличившись в боях за город Слуцк, за что и было ей присвоено почетное наименование «Слуцкая».

Да, далее боевой путь 37-й мехбригады пролег по Барановичко-Брестскому направлению, и она освобождала многие населенные пункты, включая и Пружаны, но командовал ею тогда другой военачальник. Это полковник Куликов Михаил Михайлович, умелый командир и мужественный воин, к горькому сожалению, погибший 26 июля 1944 года на подступах к Бресту, а, если верить найденному в одном из источников, то на территории еще Пружанского района, за деревней Чепели, когда части вверенной ему бригады прорвали оборону немцев на рубеже примерно 10 километров западнее вышеуказанного населенного пункта. Кстати, посмертно комбрига   Михаила Куликова командование корпуса представило к присвоению звания Героя Советского Союза, вот некоторые строки из того наградного листа: «Успехи бригады во многом зависели от умения и личной храбрости, отваги и дерзости полковника Куликова».  Однако ходатайство не было поддержано вышестоящими командирами и Михаил Михайлович был награжден лишь орденом Отечественной войны 1-й степени.

Думаю, многие знают или слышали о знаменитом «Невском пятачке» (условное обозначение советского плацдарма у Ленинграда), а вот о таком же исключительно важном плацдарме у Воронежа знают лишь военные-6

Михаил Хотимский в период операции «Багратион» по освобождению Беларуси воевал на южном направлении, освобождал Молдову, командуя 16-й механизированной бригадой.

И принял под свое начало 37-ю механизированную бригаду лишь в декабре 1944 года, в Польше, на подступах непосредственно к территории фашистской Германии. Под его командованием 37-я бригада заслужила еще одно почетное наименование, став «Слуцко-Померанской»!

Так, может быть, восстанавливая историческую справедливость, нужно отдать дань славы за освобождение Беларуси и в частности, Пружанщины, не только героическим бойцам 37-й механизированной Слуцко-Померанской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова бригады, но и персонально тогдашнему ее командиру полковнику Михаилу Куликову?

Но это уже дело общественности, краеведов-историков и властей региона.

Автор: Владимир Касьянов