Найти в Дзене
Альберт Мирз

Эпизод

Эпизод из жизни ХУСАИНА

   

 Тяжело было, что-то «вытянуть» интересного из воспоминаний о жизни в годы молодости моего бабая (деда) Хусаина. Но случай, который с ним произошёл в начале лета 1919 года он мне рассказал.

  Было ему тогда лет пятнадцать. Жил он довольно таки в большой семье в селе Девятерня Исенбаевской волости Сарапульского уезда Вятской губернии. Хозяйство, которое вели два брата, со своими семьями, было крепкое. Дом, для проживания был двухэтажный, причём первый - кирпичный, а надстроенный на нем второй этаж из сосновых брёвен. Первый этаж, занимал отец бабая - Нурмухаммат со своей семьей, а второй его младший брат с семьей.

  Двор дома был просторный, тут же находились и конюшня с большим навесом для сена и соломы (лапас - по тат.), дровенник, баня, - всё было крепкое и надежноё, так было в большинстве хозяйств села. Братья жили дружно, вместе обрабатывали несколько десятин пахотной земли, доставшиеся им по наследству от отца и деда, а также и сенокосные угодья возле речки Кырыкмас. В хозяйстве были четыре лошади, одна выездная и три рабочие, две коровы с телятами, с десяток овец с барашками, гуси, куры. Сенокосныe угодья, располагались на пойменных лугах речки Кырыкмас. Заготовленного там сена хватало для всей скотины. 

   История эта случилась когда бабаю было лет пятнадцать. Шла Гражданская война. Белая армия отступала. Отряды Красной армии, во главе с командармом Азиным, успешно наступали и заняли стоявший на берегу реки Кама город Сарапул. Следующим городом, на который нацелился Азин, была Елабуга занятая колчаковцами. Для того чтобы быстрее завершить операцию по освобождению этого прикамского города, красноармейцам, надо было ускоренным маршем добраться до села Красный Бор, оттуда до Елабуги по реке на пароходах. Красный Бор -большое русское село на правом берегу реки Кама. Считалось довольно таки значимым населённым пунктом в стратегическом плане для доставки войск и военных грузов в связи с тем что, имелась пристань со складами для хранения, а также и несколько речных маломерных судов включая и баржи.

   Белогвардейцы в боях с красными изрядно поистрепалась, не хватало продовольствия, фуража, лошадей. Приходилась пополнять запасы, забирая у крестьян пропадавших на их пути сёлах продукты и конечно тягловую силу. Жители Девятерни узнав что, путь отступающих лежит через их село, спешно стали прятать добро и в первую очередь лошадей, которыми могли нажиться белогвардейцы. Они понимали что, в продовольствиях и лошадях нуждается и наступающая Красная Армия.

   Нурмухаммат, понимая что, колчаковцы вот вот должны появиться в деревне, велел ночью запрячь лошадей в телеги и тарантас. Загрузили все ценные продукты, привязали к телеге коров и всё это повезли в лес, который находился в верстах трёх. Уже светало когда они достигли опушки. По едва заметной просеке обоз направился в глубь леса в урочище Чапчак. Прибыв на небольшую лесную полянку, распрягали лошадей, стреножив пустили их вместе с коровами пастись. В урочище было несколько полянок с густой и сочной травой. Здесь и решили переждать, это тревожное и смутное время, пока белые, а затем и красные пройдут через деревню и, надеясь что скотина находится в безопасности.

   Бабаю, Нурмухаммат доверил сторожить всё это хозяйство, и он около двух недель кормил комаров и мошкару в Чапчаке, всяческий оберегая и держа в порядке животных. Днём он их пас, благо с травой на полянах проблем не было, вечером водил на водопой на речку, которая находилась в сотнях метров от этого места. Иногда ночью осторожно наведывался в деревню, пополнить запасы, поесть домашней еды, узнать новости. Надо сказать что, деревню война задела не сильно. И те и другие войска прошли почти не останавливаясь. Бабаю запомнилась она только этим десяти - двенадцати дневным эпизодом. После того как прошли части отступавших белых и догонявших их красных, в деревне наступила на некоторое время обычная жизнь крестьян той поры, но она продлилась уже не так долго, начиналась пора коллективизации хозяйств. На это время Нурмухаммат со своим братом числились в деревне крепкими середняками.

   Коллективизация в Татарстане как и в других регионах молодой советской республики шла с трудом. Крестьяне никак не хотели вступать в эти коллективные артели. Ошибкой большевиков было то что, гнали туда насильно, добро нажитое своим трудом ни кому не хотелось отдавать. Но тем не менее в Девятерне образовали колхоз «Нариман», куда вступил и мой бабай Хусаин, проработав там до своей пенсии, с перерывом на защиту Родины от фашистских захватчиков.