Найти тему
20,7K подписчиков

"Певец крестьянской жизни" Жан-Франсуа Милле

392 прочитали

Рассказать о художнике Жане-Франсуа Милле меня вдохновил комментарий к моей статье "Последний из прерафаэлитов".

Оказывается, существовал еще один художник по фамилии Милле, который жил и творил примерно в одно и то же время с прерафаэлитом. Правда, был он французским художником, и звали его Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet).

Но больше ничего общего между этими художниками нет. И спутать их практически невозможно. Если первый, англичанин, романтик до мозга костей, то второй - реалист со всем отсюда вытекающим.

Жан-Франсуа Милле. Крестьяне, сажающие картофель, 1861
Жан-Франсуа Милле. Крестьяне, сажающие картофель, 1861

Жан-Франсуа Милле родился в 1814 году в маленькой деревушке Грюши на берегу пролива Ла-Манш, во Франции, в семье крестьянина. Но все-таки родители нашли средства, чтобы отправить мальчика учиться живописи. Сначала в местную художественную школу, потом в Париж.

И сын не разочаровал своих родителей. В 26 лет он уже начал выставлять свои работы в Салоне.

Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.

Сборщицы колосьев, 1857
Сборщицы колосьев, 1857

В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Жан-Франсуа Милле - один из основателей барбизонской школы, прославившейся своими пейзажами.

Но в отличие от остальных художников, Милле свои пейзажи населял людьми. В результате трудно определить, что это - пейзаж или жанровая картинка.

Анжелюс, 1857 - 1859
Анжелюс, 1857 - 1859
Человек с мотыгой, 1862
Человек с мотыгой, 1862

Милле обладал глубоким чувством природы, именно так, как он ее интерпретировал (а не просто отражал), понимая голоса земли, деревьев или тропинок. Милле утверждал, что чувствует в природе больше, чем дают ему чувства.

Пейзаж с радугой, 1868-1873
Пейзаж с радугой, 1868-1873

Интересно, что Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил гулять по окрестностям, что делал ежедневно. Иногда делал зарисовки, но чаще просто наблюдал. А потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив.

Осень, ок. 1874
Осень, ок. 1874
Порыв ветра, ок. 1872
Порыв ветра, ок. 1872

Художник тщательно подбирал цвета для своих картин. Для него важно было не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.

Пастушка гусей, 1866
Пастушка гусей, 1866
Женщина доит корову, 1854 - 1860
Женщина доит корову, 1854 - 1860

Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в.

Молодая пастушка, 1860-1862
Молодая пастушка, 1860-1862

Недаром, Милле был основным источником вдохновения для Винсента Ван Гога, особенно в ранний период его творчества. Милле и его работы много раз упоминаются в письмах Винсента к его брату Тео.

Милле скончался в возрасте 60 лет в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли.