Найти тему
Капля. Центр

Здание Мужского коммерческого училища в Москве. Задумки и интерьеры

В предыдущей статье я рассказывала историю появления профессиональной коммерции в Москве.

Сегодня здания Плехановской академии занимают целый огромный квартал, который является мини городом на карте Москвы.

Далее в статье фото автора Ольги Брезгиной.

Первым здесь появилось здание Мужского коммерческого училища, построенное по проекту известного архитектора А.У. Зеленко

-2
Александр Устинович Зеленко родился в 1871 году в Санкт-Петербурге, где окончил столичный институт гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский архитектурно-строительный институт). Поначалу проектировал здания стекольных заводов в Орловской губернии, а затем в 1897 году перебрался в Самару, где получил должность городского архитектора и проработал вплоть до рубежа столетий.
В 1900 году все же переехал в Москву, где вскоре стал помощником архитектора Ф.О. Шехтеля, вместе с ним работал над павильонами для выставки в британском Глазго, а затем и лично ездил туда для надзора за строительством.
Его первое Московское здание – доходный дом Коробковой (Тверской бульвар,6), за работой над ним в 1901 году его застало предложение М.О.Р.К.О. (Московского общества распространения коммерческого образования) о проектировании здания Мужского коммерческого училища.
Александр Устинович Зеленко (1871-1953)
Александр Устинович Зеленко (1871-1953)

Внешний облик здания училища архитектор решил в неоклассическом стиле, активно тогда входившем в обиход (ордерная структура, рустовка фасадов, дорические портики на боковых ризалитах, бело-желтая цветовая гамма). Зеленко пошёл на нестандартный прием: несоответствие внешнего облика здания внутреннему. А внутри царствовал модерн. Хотя, справедливости ради, центральный ризалит все же нёс в себе черты модерна.

Фото из интернета
Фото из интернета

Я не покажу вам все прелести здания, поскольку экскурсия охватывала лишь некоторые локации. Но уверена, что они самые важные, т.к. по ним можно оценить "полет мысли" автора этой задумки.

Самое богато декорированное помещение корпуса – центральный вестибюль - моментально создает контраст с внешним обликом здания.

Пространство вестибюля образовывает массивная с балконами лестница, целиком декорированная карельским мрамором.

В балюстраде были установлены кованые решетки с растительным орнаментом, а в нижних тумбах – ажурные фонари, также выполненные в растительных мотивах. Кроме того, освещение зала добавляли светильники в виде свисающих ветвей с «плодами»-лампочками.

Пол вестибюля был выложен метлахской плиткой с простым узором. В основании лестницы изображение собаки на полу. До сих пор специалисты разгадывают эту загадку. Что хотел сказать автор? – Возможно, это перенос античной традиции мозаичного изображения собак перед дверьми здания как своего рода оберегов, или старая купеческая присказка «вот где собака зарыта», а может, что-то ещё.

-6

Наверху лестницы, на полу символическая надпись «SALVE» (лат. приветствую), выложенная красной плиткой. Поднявшись, посетитель попадал на первый этаж здания к широким остекленным дверям.

Однако справа и слева от лестницы можно увидеть двери – это проход на цокольный этаж, где были расположены раздевалки, столовая, кухня, котельная, жилые помещения служителей.

-7

Стены вестибюля до уровня человеческого роста были отделаны плиткой «кабанчик», а выше была использована классическая для русского модерна штукатурная отделка «под шубу».

Основанием лестница «упиралась» в огромное окно, дающее дополнительный свет и меняющее восприятие пространства, особенно, если подняться наверх лестницы и развернуться. По лестнице ведь не только приходили в училище, но и выпускались из него.

-8

И тогда лестница начинала приобретать новый иной смысл: стекающая сверху река (ощущение речной воды создавала та самая плитка «кабанчик» бутылочного цвета), которая выносит своих выпускников в море жизни: огромное окно во всю стену создавало ощущение бескрайнего пространства. А такие элементы как часы на фасаде и ограда с рыбами подчеркивали безбрежность этого «океана».

Вообще размах мысли и образов архитектора восхищает. Но Зеленко был не только фантазером «на тему», но и отличным практиком.

И это показывает, в первую очередь, почти симметричная планировка самого здания, которая построена вокруг двух двусветных помещений, расположенных по продольной оси здания: центрального вестибюля (о котором выше шла речь) и рекреационного зала.

Рекреационный зал занимает всю середину огромного здания и проникает через два верхних этажа. Покрывает его стеклянная крыша, которая во времена Зеленко была практически хрустальной (в стекло был добавлен свинец), что придавало стеклу прочность и несколько вариаций преломления солнечных лучей. Здесь студенты отдыхали, бегали, гоняли футбол, отвлекались от «сидения» за партой.

Сегодня крыша заменена в связи с тем, что во время Великой Отечественной войны она была разрушена ударом взрывной волны. Атмосфера рекреации сохранилась, правда, сейчас здесь не побегаешь.

-11

Вокруг вестибюля и зала размещались административные помещения, а крылья здания занимали в основном учебные аудитории, а также библиотека и столовая.

И здесь нужно отметить, что здание Мужского коммерческого училища в Москве было первой ласточкой Александра Устиновича в проектировании и строительстве, связанными с просвещением.

В 1906 году Зеленко построил здание для Детского клуба «Сеттльмент», совмещающего функции детского сада, начальной школы и ремесленного училища. В основе лежали принципы «живой скульптуры», близкой к идеям Гауди.

В советское время Александр Устинович работал в Наркомате просвещения, где проработал до своей смерти в 1953 году. К слову, здесь он сформулировал актуальные до сих пор строительные стандарты для школ и детских садов, требования к вентиляции, инсоляции, пришкольным участкам.

В здании Мужского коммерческого училища за советское время надстроили ещё один этаж, было много перестроек и утрат.

-14

В 2011-2012 годах корпус был капитально реконструирован, и ключевым помещениям в стиле «русский модерн» удалось вернуть первоначальный облик. Правда фонари у центральной лестницы и большую часть плитки «кабанчик» пришлось восстанавливать.

Здорово, что сегодня Российская экономическая академия имени Плеханова бережно хранит своё историческое, культурное и архитектурное наследие.

На этом всё. В следующий раз заглянем в некоторые помещения корпуса Женского коммерческого училища с домовым храмом во имя Иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Не переключайтесь! Если было интересно, ставьте 👍 статье и подписывайтесь на мой канал Капля. Центр. Здесь всё о путешествиях по России.