Начало здесь:
Итак, продолжаю свой рассказ. Автобус встал в ряд других таких же туристических автобусов, у меня меньше часа на посетить знаменитый Каирский базар. Захожу в проход слева от минарета и иду строго прямо. Только голова налево-направо-налево-направо. Через несколько минут вижу золотую лавку, слева от дорожки, по которой иду. Запоминаю: выйдя, поверну направо и пойду к минарету. Впрочем, навесы для тени над головой давно спрятали минарет, так что просто: направо на выход.
Уметь торговаться на восточном базаре – особое искусство. Я много читала перед поездкой и кое-что запомнила из правил, как надо торговаться. Потому что надо торговаться обязательно.
Голд, сильвер? (золото, серебро) – спрашивает продавец. Голд, показываю на уши. Он подводит меня к витрине с золотом, показывает ряд с серёжками. Выбираю посмотреть несколько пар, трогаю их, примеряю, спрашиваю цену. Наконец в руках две пары, одна подешевле, вторая – прекрасный дизайн, но цена значительно дороже. В пределах моих возможностей, но приступаю к «надо торговаться». Показываю, как мне нравятся те, что подороже, но у меня нет такой суммы и прошу дисконт (скидку). Он делает мне дисконт, но мне этого дисконта мало. Жмусь, глажу серьги, показываю разочарование и прошу ещё чуть-чуть дисконта. Ювелир говорит, что дисконт хороший, он больше не может. В итоге говорит, что ему надо посчитать (надо же ещё египетские фунты в доллары перевести), чтобы понять, не продаст ли он себе в убыток. Чай, кофе, каркадэ? – Кофе. Садимся за столик, я пью кофе, он считает на калькуляторе, морщит лоб в задумчивости. Чашки кофе на обдумать не хватило, ещё кофе? Нет, спасибо. И я стою на том, что у меня реально нет заявленной суммы. В итоге – договорились. Получаю коробочку с серьгами, довольная выхожу из мастерской, помню: направо на выход. У меня ещё минут 10-15 (автобус минут 5-10 всё равно будет ждать).
А напротив этой лавки витрина с серебром!!! Я-то золото не ношу, я обожаю серебро!!! Подхожу просто посмотреть. Напитаться видом сияющих серебряных колец, цепочек и браслетов.
На зазывные жесты зайти внутрь не реагирую, прохожу сквозь ряд «на соседнюю улицу», по которой вернусь к выходу. Иду-иду-иду….. До золота я дошла минут за 5, сейчас иду уже 10, а выхода нет. Минарета не вижу, тряпки над головой закрывают обзор. Пытаюсь найти просвет, смотрю на все четыре стороны, но минарета не вижу нигде! Иду-иду-иду…. Уже минут 20 иду, уже время отхода автобуса, а я не вижу никакого намёка на приближение к выходу.
Туристов в привычной одежде уже никого нет, одни арабы в галабеях вокруг, а я всё иду к выходу. Наконец, решила спросить, где минарет и где выход. Уже нервничаю, забыла все слова, как называется башня по-английски вспомнить не получается, известное английское Тауэр, или БигБен из головы вылетело. Помню тоурист бас (туристический автобус), сквеа виз бас (площадь с автобусами) и показываю рукой «высокое». Араб кивает, что понял, уходит в загашник и выносит мне……..кальян(((
Всё! Я поняла, что потерялась совсем.
Сдерживаю слёзы, чтобы не впасть в панику, иду куда-то дальше и, наконец, вижу девушку в европейской одежде. Спрашиваю, где выход на площадь, она говорит, что это рядом, показывает направление. И правда, через пару минут я выхожу на площадь……….другую………никакого минарета…….никаких туристических автобусов………все в арабских одеждах……….и я в шифоновом длинном платье (просвечивающем в косых лучах солнца). Взгляды-взгляды-удивлённые взгляды-осуждающие взгляды. Арабский квартал, никаких туристов, никаких европейцев.
Так, слёзы в сторону, надо искать полицию. Иду в одну сторону, потом назад, чтобы далеко от базара в город не уйти и не потеряться среди улиц. Я второй день впервые за границей в неевропейской стране!
Наконец вижу араба в цивильной одежде: рубашка и брюки. Обращаюсь к нему: хелп ми! (помогите). Прошу сказать, где найти полИс, и сообщаю, что я рашен турист.
Он говорит, что поможет мне, и ведёт меня на середину дороги.
Кстати, многие арабы говорят по-английски (как и турки и индийцы), а много русских просто на улице это могут? Неужели мы тупее арабов? Про нынешнюю молодёжь не говорю, но среди тех, кому больше сорока – много таких? Не обидно за русский народ?
Теперь о том, как устроено движение в Каире. На тротуаре вдоль базара сидят продавцы лавок, которые повернуты витриной в город. Сразу после тротуара, не только на нём, но и на дороге вдоль бордюра стоят кресла, где арабы сидят (некоторые сидят на тротуаре на ковриках) с кальянами и пьют чай (они не пьют алкоголь!), все лицом на дорогу, это их кино, их развлечение - смотреть как мимо идут люди, едут повозки, машины, в общем, течёт жизнь. Кресла стоят в ряд, как в кинотеатре. Затем полоса дороги, по которой ходят пешеходы. Затем полоса для осликов с поклажей. А по самой центральной полосе ездит транспорт. Вот туда, на четвёртый ряд этой дороги меня ведёт араб. И останавливает автобус, пазик, с людьми, стёкол в окнах нет, всё настежь, болтаются на сквозняке белые занавески. Хотя бы женщины есть в этом автобусе! Он заходит в автобус и зовёт меня. Я стою на дороге и твержу, что мне надо полИс, я не хочу в автобус, и я боюсь в автобус. Арабки ласково улыбаются и делают приглашающие жесты. Водитель ждёт, когда я зайду, не приглашает, не торопит, не нервничает. Зашла.
Араб идёт в конец автобуса к другому мужчине в цивильной одежде и говорит, что этот человек мне поможет, это его друг. Ага! Друг! Сомневаюсь я. А деваться-то некуда, а вдруг меня сейчас повезут в рабство? Первый араб вышел на следующей остановке. Сижу в автобусе, рой мыслей про сексуальных рабынь и прочая дрянь. К счастью, достаточно быстро, через 5-6 остановок, мы выезжаем на огромную площадь, где я вижу высотное здание и полицейских возле него! Ура!!! Полиция!!!
Выходим и идём к ним. Сопровождающий объясняет что-то полицейским, они показывают в сторону входа в здание. Заходим.
На первом этаже лифт, заходим в него. Стоит парнишка в непритязательной мятой белой одежде, свободная рубаха и штаны-подштанники, резиновые шлёпанцы. Он нажимает кнопки лифта! Это его работа. Едем на 8 этаж. На восьмом этаже находится министр туризма Египта!!!
Кабинет министра метров 12-14, два стола буквой Т, несколько стульев. В «секретарской» такой же непритязательный парнишка, как лифтёр. Разговор по-арабски с моим сопровождающим, потом он объясняет мне, что это мистер министр Небей (не помню точно уже как его звали). Министр спрашивает: вот хеппед виз ю (что с вами случилось?), отвечаю, Шарм-эль-Шейх, отель Зоара, экскурсия Каир, надо квикли, потому что меня ждёт автобус. Ага, ждёт, они меня сегодня уже два раза ждали, опять час ждать? Но надеюсь, что ждёт, не могут же они иностранца, туриста, бросить в другом городе и уехать??? Как потом оказалось, это рядовое явление, они часто бросают туристов на дорогах экскурсий. Арабы, что с них взять, никакой ответственности.
Уточняем организацию гидов (Белый ангел), министр звонит в отель. Передаёт мне трубку, я пытаюсь объяснить, что я с экскурсии опоздала и нахожусь в Каире. Мальчики на ресепшн в то время не говорили по-русски ни слова, только английский. Сейчас не знаю, в Египте была в последний раз в 2009.
Мой спаситель со мной прощается. Благодарю его, дарю ему свою ручку на память и остаюсь с министром и его секретарём.
Предлагают чай. Прошусь в туалет. Женщины в Египте вообще почти не работают, а в министерстве так точно. Туалет только мужской. Секретарь ведёт меня в мужской туалет и стоит у двери, чтобы никто больше не пришёл. Возвращаемся.
Беру чай и … тадам… министр предлагает мне написать, что я не имею претензий к Белому ангелу, потому что экскурсию купила сама, а не у гида. Пишу. По-русски. Министр просит написать по-английски.
Как всё-таки хорошо, что я любила в школе английский! Я, конечно, в универе тоже два года изучала английский, но то были известные всем студентам «тысячи» из газеты Morning star (политика) и технические тексты, точнее неорганическая химия Некрасова в английском варианте. Те, кто не хотел переводить самостоятельно, просто переписывали главу из Некрасова на русском, которого мы как раз на первом курсе и изучали))).
Пришёл полицейский, поговорил с министром, посмотрел на мою реакцию писать просимый отказ от претензий. Написала. Надеюсь, что ошибок было не настолько много, чтобы не понять смысл, что я претензий к Белому ангелу не имею. Полицейский ушёл. Интересно, а если бы я не умела писать по-английски, что бы делал полицейский? Зачем он приходил?
Кстати, кабинет министра находится в центре здания, окон на улицу в нём не было, но было полуокно в тёмное пространство, откуда дул ветер, вентиляция какая-то, идущая снизу наверх. Я заглянула – там вполне можно выпасть и долететь до первого этажа, вдоль всяких проводов и кабелей. Вспомнила какой-то американский фильм с подобным. Министр курил в это окно.
Заходят два вьюноши, которые о чём-то переговариваются с министром. Наверное, ещё какие-то его помощники. Один из них поворачивается ко мне и спрашивает: что с вами случилось? ПО-РУССКИ! И тут я поняла, насколько напряжён был мой мозг в последние пару часов. Мозг расслабился и я заревела во весь голос от расслабления и счастья. Все засмеялись.
Рассказывая всю эту историю, да ещё с эмоциями и в лицах, я сама много раз смеялась вместе с теми, кто меня слушал. Но как мне было не до смеха от минуты, когда я поняла, что с базара пошла не в сторону нужного выхода, и до той минуты, когда услышала русские слова!!! От 17 часов, когда должен был отправиться автобус до 19-30, когда пришли мои Белые ангелы.
Потом они повезли меня в Макдональдс и накормили. Потом мы поехали на автовокзал купить билеты до Шарма. Билетов не было, и мы поехали на другой автовокзал, по дороге мне показывали достопримечательности (вообще-то уже было темно, но я смотрела по сторонам и внимательно слушала). Проезжали мимо большого стадиона, который называется Октябрьский, потому что его строили русские, а Россия и Египет это друзья.
На втором (или третьем – уже не помню) автовокзале билеты были на 23-30. Мальчики купили мне в дорогу бутылку воды, печенье, что-то ещё съедобное, пачку салфеток, сложили это в пакет. И сказали, что в автобусе есть бар, но я должна один раз сказать бармену, чтобы он меня не тревожил, иначе он все 8 часов пути будет мне периодически предлагать кофе, чай и прочую снедь.
Автобус прибывает в Шарм в 7 утра. На автовокзал. Как добираться от автовокзала до отеля??? Попросила, чтобы меня встретил мой отельный гид. Мои ангелы ему позвонили и всё объяснили, заверили, что встретит.
Моё путешествие на египетском рейсовом автобусе требует отдельного описания.
Потому что как ведут себя русские, если автобус отправляется в ночь? Они сразу засыпают. А в этом автобусе была живая жизнь! Куча детей бегали по автобусу и громко кричали, сидели на полу и играли игрушками. Работали два телевизора, один спереди, второй в середине салона. Показывали фильмы. Бармен разносил кофе и еду. Я была крайне удивлена.
Это потом, в других поездках в Египет, я выяснила расписание жизни египтян. Они просыпаются часа в 2-3 дня, на работу им вечером, потому что днём очень жарко, да и туристы в это время на пляже, детские сады работают также. Торговля начинается около 17-18 часов, а другой работы в туристическом месте и нет. А в обслугу отеля попасть не так уж и легко, это привилегированная работа. Их ларьки и «салоны» работают до 2 часов ночи. Потом они ужинают в кафешках и ресторанах. Увидеть целые семьи (с детьми!) в это время совсем не удивительно. Как и компании мужчин, пьющих в ресторане чай или сок и чинно беседующих или играющих в шахматы. Рестораны работают часов до 4-5 утра. Потом египтяне занимаются спортом, плавают в рассвете в море. Ночью купаться опасно, это запрещено, за этим следит полиция. И с рассветом, часов 6-7 утра они ложатся спать.
Поэтому в автобусе рейсом Каир – Шарм-эль-Шейх никто не спал и шла нормальная жизнь до самого приезда в место назначения.
Поскольку мою белую шёлковую накидку от солнца я оставила в экскурсионном автобусе, а вечером она неплохо защищала от ветра, я мёрзла под кондиционером в своём шифоне, кукожилась, и пыталась спать. Даже сосед меня спросил, нужна ли мне помощь, потому что я ему показалась больной. В дороге дважды останавливались и полицейские проверяли паспорта. Бармен после моего первого отказа, как и предупредили ангелы, меня не тревожил. Хотя я видела, что некоторых дремлющих он будил и предлагал кофе в пятый раз.
Утром на автовокзале меня встретил наш отельский гид, довёз до отеля (минут 30, между прочим, ехали!) и сказал, что после ужина он за мной заедет и мы поедем магазин экскурсий выручать мои вещи, которые уехали вместе с автобусом. И, высаживая меня возле отеля, задал вопрос, который его очень интересовал: а как оказалось, что я знакома с министром туризма Египта???
Начался третий день моего первого пребывания за границей.
Продолжение о встрече с теми, кто оставил меня в Каире, скоро будет.