Найти тему
Исторический музей

Один из самых дорогих предметов мужского гардероба в XIX веке

Оглавление

В XIX веке мужская мода стала сильно отличаться от моды века XVIII. Помимо изменений в одежде и цветовой гамме одним из самых существенных преобразований был отказ от париков и пудры.

Модными стали короткие стрижки: например, à la Duroc (стриженые волосы сзади и более длинные курчавые локоны спереди) или à la Titus – романтические, небрежно уложенные пряди.

После отказа от объёмных париков обязательным атрибутом костюма стала шляпа

Треуголка сдала позиции, и особую популярность приобрела круглая высокая шляпа на твёрдом каркасе. В зависимости от модных тенденций пользовались спросом те или иные её фасоны.

Шляпа соломенная. Западная Европа. 1820-е гг. Солома, шёлк, кожа, плетение
Шляпа соломенная. Западная Европа. 1820-е гг. Солома, шёлк, кожа, плетение

Так, в 1820-х гг. модники, или, как тогда говорили, «фашионабели», щеголяли фрейшицами (в переводе с немецкого языка – вольный стрелок) – шляпами с сужающейся кверху тульей. Был моден и боливар, особенность которого – широкие поля.

Мода была настолько быстротечна, что уже в 1812 году «Московский телеграф» сообщал: «Черные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды; вместо них носят шляпы из белого гроденапля, также с большими полями».
Модный мужской костюм. Лист из прибавления к журналу «Московский телеграф», №12. Российская империя, Москва. 1831 г. Шляпа «д'Орсе»
Модный мужской костюм. Лист из прибавления к журналу «Московский телеграф», №12. Российская империя, Москва. 1831 г. Шляпа «д'Орсе»

В 1830-х гг. стали популярны шляпы «д'Орсе», названные по имени известного денди – графа А. д'Орсе. Их отличали поля, сильно загнутые кверху по бокам и несколько опущенные спереди и сзади. В эти же годы журнал «Молва» отметил шляпы «Ловелас»: «Показались новые мужские шляпы à la Lovelace, тулья весьма низкая, а края широкие». Головные уборы такого фасона позволялось носить только молодым людям.

Шляпа. Первой половины XIX века. Фетр
Шляпа. Первой половины XIX века. Фетр

Многие фасоны высокой круглой шляпы имели скрытый складывающийся механизм.

Такие шляпы называли «клак» от французского chapeau claque – «шапо-клак», шляпа-хлопок. Именно это название стало основой имени знаменитой старухи из произведений про Гену и Чебурашку

Они были очень удобны. По этикету шляпу не разрешалось оставлять не только на званных вечерах и балах, но даже «делая утренний визит».

-5

Шляпы составляли одну из самых внушительных статей расхода мужского гардероба

Их изготавливали из шёлка и шерсти. Наиболее роскошными считались касторовые шляпы, то есть уборы сделанные из бобрового фетра.

В Европе начиная со средних веков лучшие сорта фетра для головных уборов изготавливались из бобрового подшёрстка – самого густого из всех пушных зверей. До XX века термин «фетр» применялся исключительно к таким изделиям.

Головные уборы из этого материала были лёгкими, водонепроницаемыми, долговечными и имели красивый глянцевый отлив.

-6