В XIX веке мужская мода стала сильно отличаться от моды века XVIII. Помимо изменений в одежде и цветовой гамме одним из самых существенных преобразований был отказ от париков и пудры.
Модными стали короткие стрижки: например, à la Duroc (стриженые волосы сзади и более длинные курчавые локоны спереди) или à la Titus – романтические, небрежно уложенные пряди.
После отказа от объёмных париков обязательным атрибутом костюма стала шляпа
Треуголка сдала позиции, и особую популярность приобрела круглая высокая шляпа на твёрдом каркасе. В зависимости от модных тенденций пользовались спросом те или иные её фасоны.
Так, в 1820-х гг. модники, или, как тогда говорили, «фашионабели», щеголяли фрейшицами (в переводе с немецкого языка – вольный стрелок) – шляпами с сужающейся кверху тульей. Был моден и боливар, особенность которого – широкие поля.
Мода была настолько быстротечна, что уже в 1812 году «Московский телеграф» сообщал: «Черные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды; вместо них носят шляпы из белого гроденапля, также с большими полями».
В 1830-х гг. стали популярны шляпы «д'Орсе», названные по имени известного денди – графа А. д'Орсе. Их отличали поля, сильно загнутые кверху по бокам и несколько опущенные спереди и сзади. В эти же годы журнал «Молва» отметил шляпы «Ловелас»: «Показались новые мужские шляпы à la Lovelace, тулья весьма низкая, а края широкие». Головные уборы такого фасона позволялось носить только молодым людям.
Многие фасоны высокой круглой шляпы имели скрытый складывающийся механизм.
Такие шляпы называли «клак» – от французского chapeau claque – «шапо-клак», шляпа-хлопок. Именно это название стало основой имени знаменитой старухи из произведений про Гену и Чебурашку
Они были очень удобны. По этикету шляпу не разрешалось оставлять не только на званных вечерах и балах, но даже «делая утренний визит».
Шляпы составляли одну из самых внушительных статей расхода мужского гардероба
Их изготавливали из шёлка и шерсти. Наиболее роскошными считались касторовые шляпы, то есть уборы сделанные из бобрового фетра.
В Европе начиная со средних веков лучшие сорта фетра для головных уборов изготавливались из бобрового подшёрстка – самого густого из всех пушных зверей. До XX века термин «фетр» применялся исключительно к таким изделиям.
Головные уборы из этого материала были лёгкими, водонепроницаемыми, долговечными и имели красивый глянцевый отлив.