Казалось бы, что общего между основателем сети кофеен и академией современных профессий? Ответ довольно прост: Такие истории великих людей позволяют нам с вами получить полезный опыт и мотивацию для саморазвития. Давайте начнём.
Пересказывать всю биографию Говарда Шульца нет никакого смысла. Её вы легко сможете найти и почитать в интернете, если вам это интересно. Мы рассмотрим историю периода жизни Говарда, когда он проходил путь от безумно-гениальной идеи до первого успеха.
Эта история началась с того момента, когда Говард Шульц, работая продавцом, заметил, что крохотная фирма из Сиэтла делает крупные заказы на ручные кофеварки, когда все другие компании уже давно пользуются электрическими.
Это была компания «Старбакс», которую основали Джеральд Болдуин и Гордон Боукер.
На тот момент это была маленькая сеть магазинов из 4 точек. Однако эта маленькая сеть закупала самый большой объём ручных кофеварок.
Говарду стало интересно и он поехал посмотреть на эту компанию, чтобы узнать, что у них там происходит.
Знакомство со «Старбакс»
Войдя в магазин «Старбакс», Говард оказался в месте, похожем на храм почитания кофе.
В «Старбакс» продавали именно цельно-зерновой кофе. Корзины с кофе из Суматры, Кении, Эфиопии и Коста-Рики стояли прямо за прилавками.
Секрет больших заказов ручных кофеварок оказался в том, что люди получали удовольствие от самого ритуала приготовления этого напитка, но в ручных кофеварках кофе не пригорал, в отличии от электрических.
Здесь собирались ценители настоящего вкуса крепкого кофе, без добавления молока или сахара.
Попробовав свежезаваренный кофе, Говард был приятно удивлён его вкусом и ароматом. Это был самый крепкий кофе, который он когда-либо пил.
В «Старбакс» обжаривали кофейные зёрна дочерна, так как верили, что именно такая обжарка позволяет раскрыть всю полноту истинного вкуса кофе.
Для сравнения, все другие компании не применяли такую обжарку, так как она существенно снижала вес кофе. Компании стремились к экономии, чтобы зарабатывать больше, в то время, как «Старбакс» не гнались за прибылью и в первую очередь преследовали качество.
Это подтвердили и основатели «Старбакс» Джеральд и Гордон, с которыми Говард встретился после визита в магазин.
Как оказалось, основатели этой компании даже и не задумывались о создании бизнес-империи. Открытию «Старбакс» послужила одна простая причина: Джеральд и Гордон просто любили кофе и хотели, чтобы у жителей города Сиэтл был доступ к лучшим сортам.
Переход в «Старбакс»
Спустя год Говард Шульц принимает решение уйти со своей работы с хорошей зарплатой в 75 000$ и присоединиться к команде крохотной, но очень перспективной сети кофеен. Многим знакомым Говарда эта идея казалась безумной.
Но в тот момент Говард не думал о том, какой сейчас является компания «Старбакс». Он думал о том, какой она может стать и видел перспективы роста и масштабирования.
Вы обладатели настоящего сокровища. Стоит угостить любого человека из любого города и он сразу влюбится в ваш кофе. Можно открыть сотни новых магазинов и разрастить «Старбакс» на масштабы всей страны.
Именно с таким посылом Говард обратился к Джеральду и Гордону и попросил их взять его в свою команду. Они дали Говарду согласие на совместную работу и немного акций компании «Старбакс».
Вдохновение и рождение идеи
Однажды Говард гулял по Италии и заглядывал в каждую кофейню, чтобы посмотреть, как у них всё устроено. И то, что он увидел впечатлило и вдохновило его.
Говард увидел, как бариста одновременно общается с посетителями, обжаривает зёрна и наливает кофе. Бариста общался с каждым посетителем по имени, а сами гости буквально наслаждались каждой минутой, проведённой в кофейне.
В этом и было ключевое отличие: американцы относились к кофейням, как к забегаловкам, а для итальянцев это был уютный дом, в котором бариста был не просто работником, а создавал атмосферу уюта и дружелюбного общения.
В одной из кофеен Говард заказал неизвестный ему ранее напиток «Латте». Он думал, что это будет просто кофе с молоком. Но оказалось это была необыкновенная гармония воздушного молока и эспрессо. Напиток без малейшего изъяна.
Так вот чего не хватает «Старбакс!»
«Старбакс» делали великолепный кофе, но продавали его в основном в упаковках. А Говарду пришла идея продавать кофе в чашках, чтобы люди могли приходить и приятно проводить время, наслаждаясь вкусом любимого напитка.
Первое припятствие
Вернувшись в Сиэтл, Говард рассказал свою идею основателям «Старбакс», однако они её отвергли, аргументируя тем, что «Старбакс» — это магазин, а не ресторан и продажа кофе в чашках может нарушить целостность миссии.
К тому же в тот момент основатели были заняты покупкой их давнего конкурента: сети кофеен Peet’s Coffee and Tea.
После дорогой покупки компания «Старбакс» увязла в долгах, внимание основателей распылялось, а эффективность команды снизилась. Джеральду и Гордону было совсем не до новых идей, однако Говард не останавливался и продолжал настаивать на своём, пытаясь убедить основателей.
В какой-то момент они согласились и разрешили Говарду открыть в центре Сиэтла один эспрессо-бар. В тот день Сиэтл впервые попробовал кофе «Латте». За сутки в кофейне побывало вдвое больше посетителей, чем в других магазинах кофе.
Постепенно посетителей становилось всё больше. Кофейня набирала популярность, но основатели «Старбакс» всё равно не хотели развивать это направление дальше, так как по их мнению это отвлекало от основной деятельности.
Даже несмотря на тяжёлое финансовое положение, основатели «Старбакс» не позволили Говарду в полной мере реализовать его идею, хотя она уже показала свою доходность и право на жизнь.
217 отказов
Говард не мог просто отказаться от своей идеи, поэтому он ушёл из «Старбакс» и занялся поиском инвестиций для открытия кофеен в итальянском стиле, на многолюдных улицах.
Но какой бы не была гениальной идея, начни рассказывать о ней окружающим и ты услышишь сотни причин, почему это не сработает, а тебя ждёт неудача.
Естественно вместо инвестиций, Говард начал получать отказы и слышать причины, по которым ему стоит отказаться от своей идеи.
Даже компания Faema, которая занималась производством кофеварок и могла создать себе хорошей рынок сбыта, благодаря идее Говарда, всё-таки участвовать в ней отказалась. Они сослались на то, что американцы не способны наслаждаться кофе так, как это делают итальянцы и идея обречена на провал.
Говард получал отказ за отказом, но продолжал поиски инвестиций, каждый раз дорабатывая и совершенствуя свою презентацию, с учётом возражений и отговорок, которые он получал он инвесторов.
В результате старания себя оправдали и Говард смог получить первые инвестиции.
Успех
Интересно, что первым инвестором стала сама компания «Старбакс». Основатели не верили в идею и не хотели заниматься ей, но верили в самого Говарда. Они выделили ему 150 000 долларов.
Следующим инвестором стал врач Рон Марголис, который вложил в идею 100 000 долларов.
В след на ним инвестор по имени Гарольд Горлик дал более 200 000 долларов.
Далее вложились три титана — бизнес лидеры Сиэтла. Джек Бенаройя, Герман Сарковски и Сэм Строум. Они как группа вложились на 750 000 долларов.
Все первые инвесторы, которые поверили в Говарда, впоследствии были щедро вознаграждены и получили 100 к 1.
Говард смог открыть свою первую кофейню, которая называлась «Il Giornale» (иль жёрнэле), что означало «ежедневный».
В ней не было всё идеально, однако Говард умел работать над ошибками и был полностью погружён в развитие своего дела, чем заражал весь свой персонал, формируя сильную команду.
Клиентов становилось всё больше. Бизнес набирал обороты.
Через полгода Говард открыл вторую кофейню.
Третью кофейню открыли сразу в Канаде, дабы продемонстрировать инвесторам способность к масштабному росту.
Все три кофейни быстро стали популярными. Объемы продаж росли.
Тем временем основатели «Старбакс» так и не смогли полностью преодолеть финансовые трудности и решили продать «Старбакс» Говарду Шульцу.
В результате 18 августа 1987 года родилась современная «Старбакс». Кофейни Il Giornale переименовали.
Сейчас «Старбакс» занимает лидирующее место среди кофеен по всему миру.
Эпилог
Из этой истории мы с вами можем почерпнуть 4 основные идеи:
1. Если ты начинаешь что-то новое, будь готов к тому, что большинство окружающих будут говорить, что у тебя ничего не получится.
2. Отказы — это всего лишь точки роста для работы над ошибками, которые помогут тебе стать лучше.
3. Вера и преданность своим целям и мечтам + усердная работа поистине помогают «свернуть горы».
4. Не гонитесь за количеством, преследуйте качество! Добьётесь качества, придёт и количество!
p. s. На написание этой статьи нас вдохновил автор канала «Истории компаний». Его статью вы можете прочитать здесь