В последнее время часто посещаю краеведческие музеи, друзья. Раньше я как-то их избегал, потому что в музеях разных городов, как правило, выставлены одни и те же экспонаты: глиняные черепки, серебряные монеты-чешуйки, пара чучел местных животных, ружьё времён Бородинской битвы и деревянный рубель. Рубель — это прям обязательно.
Но, несмотря на это, посещение музея с экскурсоводом (обязательно!) — один из лучших способов ознакомиться с историей нового региона.
Посетили мы краеведческий музей и в Вытегре — маленьком городке на севере Вологодской области. Эта экскурсия входила в программу нашего тура, и, признаюсь честно, ничего интересного я не ожидал.
Мои опасения подтвердились, когда мы вошли — маленький зал, набитый теми самыми чучелами местных животных.
Но потом оказалось, что залов в музее не один и не два! И не только мёртвыми зверями богата его коллекция.
С вашего позволения, я не буду рассказывать обо всех этих «стандартных» экспонатах, инструментах и предметах быта, а покажу самые интересные.
Вот модель корабля под названием «галиот» — такие суда строились на вытегорских верфях со времён Петра Великого.
К слову, кораблестроение— главное историческое достояние Вытегры. Корма галиота изображена даже на гербе и флаге города.
На следующем фото можно увидеть как вполне привычные вещи — доски для приготовления печатных пряников (слева вверху) и мощные металлические безмены (справа вверху)…
…так и кое-что поинтереснее. Например, сундук-подголовник (внизу), использовавшийся в путешествиях для хранения ценных вещей. Или крутейший дорожный самовар (справа внизу), от которого я бы и сейчас не отказался.
А вот вообще удивительные вещи.
Мы все знаем про лапти и корзины из бересты, но чтобы полный комплект одежды?
Признаюсь, я такое вижу впервые. Наверное, удобно до ужаса…
В музее много интересных вещей церковной тематики. Например, вот эта икона — очень редкая, можно даже сказать, уникальная. Она называется «Богоматерь Знамение Азовская».
Икона написана в 1729 году и посвящена взятию турецкого Азова Петром Первым. Он, кстати, тоже изображен на иконе — справа, во главе воинства.
Вот замечательный церковный фонарь, вместо стёкол — слюда. XVIII век. Ну красота же!
Вообще, люблю церковную утварь — без учёта её религиозного значения, это просто красиво.
Есть вот такое било — металлическая пластина, использовавшаяся вместо колокола, когда по приказу Петра колокола изымали из церквей и переплавляли на пушки.
Таких вот «бил» я видел немало, но вот такое, в форме колокола, вижу, по-моему, впервые.
Ладно, не буду вас мучить простым перечислением экспонатов — их здесь хватает, и из крестьянской избы, и из купеческого дома.
Покажу ещё один экспонат, который поразил больше всего.
«Фонарь. Куплен на ярмарке за 700 миллионов рублей, 1923 г.» — гласит табличка.
«Что это за фигня??» — спрашиваю я у экскурсовода.
«Инфляция», — отвечает она.
Такие дела. К 1923 году деньги обесценились примерно в 650.000.000 раз за последние 10 лет. Привет, революция, борцы за благо народа! 👋
В конце хотел бы немного рассказать о главном достоянии этого музея — замечательном экскурсоводе, которая проводила нам экскурсии по городу и музею.
Невероятно приятная женщина! Как она рассказывала! С энтузиазмом, улыбкой и неподдельной любовью к своему городу. Вот таких гидов хочется видеть во всех музеях и во всех городах (это к теме недавней дискуссии о частных и штатных гидах).
К сожалению, мы торопились ехать дальше, поэтому экскурсию наша группа, можно сказать, не дослушала. Вот вам главный минус организованного туризма.
В конце экскурсии эта славная женщина прочитала нам стихи местного поэта Николая Клюева, которого Сергей Есенин считал своим учителем.
К сожалению, я не запомнил её имени, поэтому не могу порекомендовать. Но надеюсь, что когда я в следующий раз попаду в Вытегру, экскурсию мне будет проводить именно она — в городе осталось ещё столько интересного, что я обязательно сюда вернусь.