Найти тему
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Угон подлодки

Как в СССР отставные моряки-подводники угнали подводную лодку М-261

Судьба дизельной подводной лодки М-261, спущенной на воду в майский день 1955 года, мало отличалось от тех, которыми прошли другие субмарины Черноморского флота.

Служба подводного корабля продолжалась всего 10 лет. Дело в том, что из-за совершенствования оборудования, предназначенного для поисков подлодок по их шумам, в 1960-е годы требования к их малошумному подводному ходу значительно повысились.

Отправленная на «пенсию» «посудина» в 1965 встала у стенки в порту Балаклавы. Здесь она никому не нужная, но, будучи военным имуществом, охраняемая, простояла до мая 1980 года. В том месяце субмарину было решено пустить на металлолом. В последний момент решение отменили. Лодка была передана Краснодарскому крайкому КПСС, который намеривался превратить ее в музей.

-2

Десятилетнее стояние на приколе практически не повлияло на ходовые качества , и она без труда, своим ходом в апреле 1981 года пришла в Темрюк. Затем ее на буксире протащили по реке Кубани до Краснодара. Музею «Оружие победы» лодка была передана в 1982 году, и с того времени ее регулярно начали посещать экскурсанты.

В конце июля того года произошло событие, которое подтвердила, что лодка все еще жива, и способна выполнять возложенные на нее задачи. Несколько бывших моряков-подводников, отмечая День Советского Военно-морского флота (последнее воскресенье июля), будучи в определенной стадии алкогольного опьянения, вместе с другими экскурсантами осматривали субмарину.

Когда экскурсия закончилась, захотелось им побывать внутри подводного корабля, вспомнить былую службу. Однако внутрь лодки экскурсовод и уборщица отказались их пускать. К тому же рабочий день заканчивался, и музей должен был закрыться. Подвыпившие моряки не стали уговаривать запрещавших, а просто скрутили их и быстро проникли в лодку. Зная расположение ее отсеков, они без труда добрались до машинного отделения.

Хотя лодка уже 17 лет не находилась в составе военного флота, ее техническое состояние было отличным. В топливных баках было горючее, а двигатели были готовы к запуску. Подводную лодку М-261 отставные моряки знали. Служили они на Черноморском флоте, и были знакомы с подобными субмаринами.

-3

Запустить двигатели им удалось без особого труда. Разумеется, в их планы не входило плавание куда-нибудь за рубеж. К тому же им бы и горючего на это не хватило. Зато для рейса в Старобжегокая его было достаточно. Зачем? Разумеется, за водкой, все-таки, праздник, День Флота. И вот «зажигалка» управляемая умелой рукой, идеально маневрируя, выбралась из затона, и, имея ход в 3 узла (узел – морская миля в част (1852,5 метра), отправилась к «порту назначения».

До поселка Старобжегокайя было совсем недалеко, для перехода требовалось всего минут 15 хода. Однако, уже в то время, когда субмарина приближалась к Тургеневскому мосту, о происшествии в музее стало известно сотрудникам милиции.

На перехват корабля отправились катера. Прошло минут 5, и путешественники были остановлены. Краевые руководители решили спустить дело «на тормозах». Какой-то политической подоплеки в нем не было, а «прославиться» на весь СССР в год 65-летий Октябрьской революции никому не хотелось. Отставные моряки все равно отделались бы «легким испугом», а в Крайкоме КПСС, Крайисполкоме, МВД и КГБ дело могло и до отставок дойти.

Основательно отпраздновавшие День Военно-морского флота моряки и в самом деле не особо пострадали. Угон лодки был признан хулиганством, за что отправили их за решетку на 10 суток. Что касается лодки, то через несколько недель после возвращения ее к причалу в музее, на всякий случай двигатели с нее сняли. Однако, с тех пор экскурсантов в уже не способную самостоятельно передвигаться пускать перестали.