Найти тему
Cocked and Locked

Израильские пулеметные мучения: Dror

История "оружейки" в этой стране примечательна уже хотя бы тем, что началась даже раньше, чем само государство Израиль, с подпольных мастерских времен британского протектората. Да, конечно, в руки бойцов "Хаганы", отпочковавшегося от нее "Эцеля" (кстати, сию организацию даже Бенито Муссолини прямо называл фашистской, хе-хе) и иже с ними оружие окольными путями попадало, но его было мало. Особенно тяжелого - так что попытки сделать что-то на месте были неизбежны. Тот же приснопамятный Узиэль Галь, помнится, успел за незаконную перевозку оружия присесть еще в 1943-м.

-2

Началось все как раз с контрабанды. В 1946 году в будущий Израиль из США через Канаду (причем чуть не спалившись наглухо на границе) тайно ввозят образец пулемета Джонсона и техническую документацию к нему, а заодно еще и выкупленную на заводе Winchester оснастку. Собственно, не узнать в первой модели пулемета, названного Dror, характерные очертания с боковым однорядным магазином вряд ли получится.

Однако пулемет использовал американский патрон .30-06, мягко говоря, в Палестине малодоступный. Поэтому пулемет пришлось под руководством Хаима Славина перечерчивать еще в Нью-Йорке прямо на кухне и в спальне не только из дюймов в миллиметры, но и под британский .303, и только в 1947 году были собраны первые образцы.

-3

Тем не менее, подпольное производство имело очевидные проблемы со снабжением, и до провозглашения независимости Израиля сделано было, судя по всему, меньше 1000 пулеметов. В 1948 году же, имея возможность уже официального производства оружия, Армия обороны Израиля затребовала не только переработку конструкции, но и смену патрона на "маузеровский" - благо что послевоенных запасов боеприпасов в Израиль везли много, да и чего уж там, если в ВВС тогда поступили чешские упрощенные "Мессершмитты" - Avia S-199.

-4

Требования к новому пулемету были изложены следующими:

1. Скорострельность не более 550 выстрелов в минуту
2. Каждый ствол, включая сменные, должен оснащаться компенсатором
3. Кучность стрельбы должна быть сравнима с MG-34
4. К каждому пулемету должны прилагаться два сменных ствола
5. Ресурс пулемета должен составлять 15-18 тысяч выстрелов
6. К каждому пулемету должно прилагаться 12 сменных магазинов
7. Для каждого пулемета должен поставляться комплект принадлежности для чистки и ЗИПа
Шалом Эшет, глава Департамента планирования

"Дроры" второго поколения имели уже нижнее питание, конструкцию магазинов с небольшими переделками позаимствовали у BAR M1918. Автоматика пулемета работала на основе короткого хода ствола с запиранием поворотной личинкой, быстросменный ствол снимался без необходимости в рукавице (по крайней мере, в теории). В конструкцию была введена защитная шторка шахты магазина, чтобы хоть немного снизить чувствительность оружия к загрязнению, унаследованную "Дрорами" первого поколения от пулемета Джонсона - в Израиле, где пыльные бури не редкость, да и без того песка хватает, вещь немаловажная. Транспортировка пулеметов первой серии с отсоединенным магазином была, мягко говоря, игрой в рулетку.

-5
Передняя часть кожуха, окрашенная в оранжевый цвет, служит для захвата рукой при замене ствола
Передняя часть кожуха, окрашенная в оранжевый цвет, служит для захвата рукой при замене ствола
-7

Давайте посмотрим, что вышло в результате первых полигонных испытаний. Причем особо нужно отметить, что пулемет пустили в серию сразу, еще до начала полноценных полигонных стрельб. Магазины, согласно отчету от 2 июня 1949 года, выпадали при стрельбе, а их замена при стрельбе с сошек была затруднена из-за близости к земле. Сошки при перемещениях самопроизвольно раскладывались. Были отмечены многочисленные задержки при автоматической стрельбе из-за низкого качества подгонки магазинов, несколько - по вине УСМ. При настреле в 400 патронов дважды пришлось менять зацеп экстрактора, несколько раз обрывало донце гильз. Разбирался пулемет только с упоминанием той самой еврейской матери, а по кучности стрельбы в несколько раз уступал английскому BREN и немецкому MG-34.

Конструкторам надавали по шапкекипе и заставили доводить пулемет до ума.

-8

На следующий год прошел второй тур, где Dror сравнивали с британскими танковыми BESA 37 (клон чехословацкого ZB-53) и ручными BREN, а также с немецким MG-34 (странно, что "сорок второго" на испытании снова не было).

"Дрор" оказался вновь наихудшим по кучности стрельбы на 200 метров - разница с BESA, например, была кратной (срединное отклонение 33,1 см по горизонтали и 35,3 см по вертикали против 8,3/8,3 см). BREN с его 11,3/14,0 см и даже MG-34 с 28,9/26,6 см тоже ушли вперед - и это при том, что Dror, в отличие от прочих участников испытания, был новым. Еще хуже были цифры при стрельбе "на результат": если на той же дистанции в мишень размером 36х44 см из BESA благодаря тяжелому неподвижному стволу удавалось положить 88% выпущенных пуль, то из "Дрора" - только 12%.

-9
-10

При испытании на живучесть пулеметы после каждых 2000 выстрелов инспектировались и заново отстреливались на кучность. Один из них, за серийным номером 1847, был признан негодным к стрельбе после 2527 выстрелов, начав буквально разваливаться. В среднем живучесть пулеметов была подсчитана в 8 тысяч настрела - при том, что уже не новый "машиненгевер" в тесте отработал честно все 20 тысяч и продолжал стрелять как ни в чем ни бывало.

В сентябре 1950 года, наконец, в присутствии представлявшего завод-изготовитель Израиля Балашникова (который потом переименовался в Исраэля Галили, и какому оружию дали его фамилию, уточнять не надо), пулеметы начали мучать в третий раз. На стрельбище привезли 8 новых "Дроров", три "Брена" (по факту собранных по-быстрому в арсенальной мастерской из 10) и три MG-34, также не новых, но признанных кондиционными.

Фото из коллекции британского музея Royal Gunpowder Mills. О нем, кстати, тоже надо будет как-нибудь написать.
Фото из коллекции британского музея Royal Gunpowder Mills. О нем, кстати, тоже надо будет как-нибудь написать.

В результате по отчету у пулемета было найдено 19 недостатков при всего двух достоинствах: удобстве переноски и наконец-то кучности при стрельбе одиночными, немного превзошедшей поюзанные MG-34 и вовсе собранные из хлама "Брены". Зато в списке недостатков были и ненаколы капсюля, и травмы руки рукоятью затвора при попытке ручной перезарядки заклинившего пулемета, и отказы при недостатке смазки, загрязнении и попадании воды (мокрый песок делал проблематичной даже разборку для чистки), и невзаимозаменяемость магазинов, и даже попытки пулемета стрелять при отпущенном спусковом крючке. То, что очередями он все равно сеял мимо мишени (причем на второй день испытаний целик пришлось переставлять на 400 метров, чтобы попадать на 200), было на этом фоне уже мелочью. В итоге в своем рапорте капитан Шахам Матисьяху, руководивший испытаниями, написал прямо:

В свете вышеперечисленного, я не вижу перспектив использования его в армии.

Уже сделанные пулеметы было решено сохранить для учебных целей (мол, деньги-то таки плачены), армия же решила, что вопрос максимального насышения подразделений автоматическим оружием придется решать "как проще": делать пистолеты-пулеметы.