15 февраля православные абаканцы отмечают один из главных (двунадесятых) праздников — Сретение Господне. О многих двунадесятых праздниках большинство из горожан хорошо знают и могут хотя бы в общих чертах рассказать — что же означает тот или иной великий день: Рождество — Христос родился, Крещение Господне — крестился, Пасха — воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово «сретение»?
В народе часто говорят, что «сретение» — это встреча: мол, 15 февраля встречаются зима с весною… Корреспондент «Абакана» попросил рассказать о том, что же мы празднуем 15 февраля, настоятеля Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, протоиерея Геннадия ФАСТА.
— Соглашусь, что христианский праздник Сретения Господня не так хорошо знаком большинству людей, как Рождество, Крещение или Пасха. Однако люди воцерковленные, конечно, хорошо знают историю этого праздника и его суть. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской церкви, это непереходящий праздник, в Русской православной церкви он отмечается 15 февраля. Напомним, какому событию посвящен праздник Сретения Господня.
Согласно древнему обычаю, идущему еще со времен моисеевых заповедей, в иудейских семьях каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. При рождении в семье первого мальчика родители на сороковой день обязательно приезжали с новорожденным в Иерусалимский храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев. Поэтому и Иосиф с Марией на сороковой день после рождения своего Богомладенца привезли его в Иерусалимский храм, в те времена посвящение совершалось только там. Как люди небогатые, они принесли в качестве жертвы двух горлиц. После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из храма, но тут к ним подошел ветхий старец Симеон.
Стоит отметить, что в этот день старец оказался в храме неслучайно — его привел Святой Дух. Праведник взял младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Когда-то давным-давно, в молодые свои годы, Симеон был участником первого в истории перевода Священного Писания с еврейского языка на греческий. При переводе молодого Симеона смутили слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева может родить? Симеон усомнился и хотел перевести слово «Дева» как «Жена» (женщина). Но ему явился ангел Господень и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.
Симеон перевел пророческие слова должным образом, и действительно все не умирал — давным-давно ушли в иной мир все его современники, а он все жил. И вот этот день настал.
Исполнилось то, чего ветхий старец ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, а значит, пророчество ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Согласно преданию, придя домой, старец в этот же день умер. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
Во время встречи в храме, приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, изза Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А тебе самой оружие пройдет душу». Это было пророчеством о распятии, которое ждало ее сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть на кресте Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Слова о Младенце, что о Нем будут спорить, также являются предсказанием: ведь, действительно, одни отвергают Христа, другие находят спасение во Христе…
Слово «сретенье» означает «встреча». В народе бытовало представление, что в этот день встречаются зима с весной. В соответствии с временами года на русских землях это кажется верным наблюдением. А что с чем встречаются, например, в Австралии или на экваторе, где вечное лето? Понятно, что русское слово «сретенье» возникло просто как ассоциация с природными условиями русских земель. Суть праздника в следующем. Встреча, или Сретение Симеона с Богомладенцем — это встреча Ветхого и Нового заветов. Симеон, этот ветхий старец, который уже выполнил все свои земные дела и только дожидался встречи с Богомладенцем, чтобы уйти, символизирует собой Ветхий Завет.
Действительно, ко времени этой встречи Ветхий Завет завершил свое предназначение в этом мире. Все, для чего он был дан в свое время Моисею, исполнилось, и явился Христос, Богомладенец, то есть начинается новое время, Новый Завет. И эта встреча, условно скажем, последнего представителя ветхозаветных праведников с первым праведником Нового Завета, со Христом, происходит именно в этот день, в Сретение Господне.
Какие есть особенности в праздновании этого дня? Православные в этот день освящают свечи — сретенскими свечами они встречают Христа, подобно тому, как девы встречали Христа с зажженными лампадами.
Праздник Сретения Господня побуждает нас задуматься вот еще о чем. Как помним, первенец у иудеев должен был быть посвящен Богу — что это означает? Что все первое, лучшее мы должны посвящать Богу. Как ребенок, что-то смастеривший впервые — кому он бежит показать свое изделие? Родителям. Так и мы, взрослые, должны поступать в нашей жизни. Все, что я делаю, нужно прежде показать Богу. Подумайте, все ли мы готовы показать Богу из содеянного нами? Господь, конечно, сам видит все наши поступки и мысли, однако смысл в том, что каждый из нас должен задать себе такой вопрос: «Готов ли я показать Господу, что я творю, какие поступки совершаю?». Это очень важный нравственный урок: чтобы мы совершали, или по крайней мере старались совершать, лишь те поступки, которые могли бы показать Господу. Думаю, все наши дела и поступки весьма сильно бы изменились, если бы мы всегда совершали их с осознанием того, что мы их (наши дела) показываем Богу.
Праздник Сретения Господня, эта встреча ветхого старца Симеона со Христом, в некотором смысле олицетворяет каждого из нас. Все мы в нашей ветхой, старой природе однажды встречаемся со Христом для новой жизни. Я желаю каждому из читателей «Абакана», чтобы однажды такая встреча со Христом обязательно состоялась и в их жизни! С праздником Сретения Господня, дорогие читатели «Абакана»!
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников