Найти тему
светлана зацепина

Зовите меня просто Бост

Оглавление
«Культура отмены" хорошо известна и современным грекам. Как когда-то давным-давно пострадал знаменитый Фемистокл от остракизма, также сегодня подвергаются нападкам современные греческие политические карикатуристы, что изображают нелицеприятную действительность. Однако, ложку дегтя добавлю здесь и скажу, что они - товар штучный, ввиду последних событий. Ну, вы понимаете меня?! Сейчас редко кто из них осмеливается написать правду. Но я не об этом.

В этой статье я хочу рассказать вам об одном из политических карикатуристов с псевдонимом Бост, который подвергался гонениям, осуждению, неприятию всеми и со всех сторон. Но были и те, кто им восхищался, поддерживал и был согласен с ним.  Оказывается, его видение обстановки в Греции тогда актуально сегодня. Я нашла отзыв на одну из его карикатур, некий Фемистокл Гургурас негодует:

я устал читать и видеть "насколько современно" в различных формах, начиная с основания государства и заканчивая сегодняшним днем. В этой стране ничего не изменилось с 1821 года.)

О Босте некогда писали: "Его сатира в основном направлена против мелкобуржуазных греков послевоенных десятилетий, этикета, полуобразованности и необогащенности, ксеномании, острых классовых противоречий послевоенной Греции, а также греческой политической жизни.

Одна из карикатур Боста.
Одна из карикатур Боста.

Бост особенно высмеивает зависимость Греции от иностранного фактора, национализма правых партий и института королевской власти, но во многих текстах он также пародирует и левую фракцию, к которой принадлежал.

Отмечается, что во время Гражданской войны Бост весьма критически относился к прокоммунистически настроенным партизанам, изображал их в карикатурах как глупых, трусливых и аморальных "андартисов" (то есть бандитов).

-2

Биография Боста

Хрисанфос Ментис Бостантзоглу (Χρύσανθος Μέντης Μποσταντζόγλου, 1918-1995) и более известный под псевдонимом Бост (Μποστ), был плодовитым греческим политическим карикатуристом, драматургом, поэтом-песенником и художником. Наряду с этим, всю жизнь занимался активной политической деятельностью. Здесь сделаю небольшое пояснение: греческое слово "мέντης" означает "монетка".

-3

Бост родился в 1918 году в Стамбуле. Был женат на Марии Бостандзоглу, представительнице рода Папагианнакопулу. Два его сына Костас и Яннис сегодня работают в области графического дизайна и актерского мастерства, соответственно. Его работы включают политические карикатуры и хронограммы, иллюстрации к книгам и журналам, десять пьес и множество живописных композиций. Некоторое время он работал в рекламе, где печатал свои работы для RENAULT (RENAULT (Ντοφίν εστί φιλοσοφείν), Flow Coat/Dupont (βάφεν ζι γκουντ πιλοτ) даже пилоты  Λουφτβάφε βάφουν με βαφές Φλόου Κοτ, они буквально оставили след в эпохе своей смелостью и разнообразием.

Одна из карикатур Боста
Одна из карикатур Боста

С 1920 по 1926 год  Хрисантос жил со своей семьей в Румынии, а затем в Афинах. Ученик старшей школы начал рисовать смешные эскизы, за что получил прозвище Мендис. В 1939 году он поступил в Школу изящных искусств, но бросил ее через шесть месяцев. Во время немецкой оккупации Бост стал членом EAM (1942) и участвовал в Национальном сопротивлении.

Его карьера карикатуриста началась с иллюстраций к журналам и детским книгам. Его первая личная книга была опубликована за его собственный счет в 1945 году и называлась «Ο Άγιος Φανούριος. Βοήθημα δια την κατανόησιν των Κινέζων κλασσικών Γκα-τσου και Βου-Σβου-Νι». По названию видно, что она носила сатирический характер.

В 1952 году он устроился на работу в газету "Катимерини", которой тогда руководила Элени Влаху (владелица данной газеты, греческая журналистка и редактор), там первоначально работал кассиром и библиотекарем. В 1955 году он начинает работать в журнале Εικόνες в качестве иллюстратора и картографа. Затем он работает карикатуристом в журнале Ταχυδρόμος.

В 1959 году он представил в своей колонке, озаглавленной Το μποστάνι του Μποστ, трех своих самых известных героев: Μαμά-Ελλάς, Πειναλέων и Ανεργίτσα (Мама-Эллада, Пиналион (голод) и Анергица (безработица). В 1961 году Елени Влаху уволила его из своей газеты, обидевшись на текст Το επάγγελμα της μητρός μου. Тогда Боста впервые обвинили в том, что он вышел за рамки приличия. С 1960 по 1963 год он регулярно публиковал еженедельные очерки в газете Ελευθερία, а с 1963 по 1966 год - вел ежедневную политическую хронику и воскресные очерки в газете Αυγή. В 1966 году он открыл свой собственный сувенирный магазин под названием Λαϊκαί Εικόναι.

Мама-Греция, Голод и Безработица
Мама-Греция, Голод и Безработица

В 1973 году Бост опубликовал антидиктатурные очерки и тексты в журналах Αντί и Ταχυδρόμος сотрудничество с которыми продолжалось в течение первых лет постдиктатурного периода. До диктатуры Черных полковников (1974) он также сотрудничал с газетной Ομάδα, Μακεδονία, Ανεξάρτητος Τύπος, Εμπρός, Μεσημβρινή, а также с журналами Δρόμοι της Ειρήνης и Θεατής.

-6
Из-за своих политических карикатур он подвергался преследованиям и неоднократно подвергался судебным искам.

С середины 1960-х годов он посвятил себя живописи и театру. Его сатирические пьесы написаны пятнадцатью слогами, представляют собой несочетаемое-сочетание из напыщенных катаревусных выражений в перемешку с иностранными словами и народными выражениями. Время от времени он снова занимался политической карикатурой и составлял первые греческие комиксы. После диктатуры он также сотрудничал с журналами Ταχυδρόμος, Θούριο, Men's Look, с газетами Πρωινή и Κυριακάτικη Ελευθεροτυπία, Ριζοσπάστης.

Страничка из первого греческого комикса.
Страничка из первого греческого комикса.

Как художник он был самоучкой, и на его работы особенно повлиял наивный стиль народной живописи и особенно Х. Теофилос (один из самых видных представителей греческой наивной живописи конца 19-го - начала 20-го веков. Доминирующий элемент его работы - эллинизм и иллюстрирование греческой истории и народной традиции). Провел 16 персональных выставок как в Греции, так и зарубежом..

Бост также любил рисовать новых героев для Театра теней с элементами сюрреализма. На его картинах изображены в перемешку и герои древности, и революции 1821 года, и эпизоды войны 1940 года, выдающиеся личности его времени: Константинос Караманлис, Онассис и другие.

Он несколько раз выдвигался в качестве члена Левой партии (в 1964 году от EDA, в 1981 и 1985 годах от ΚΚΕ), но ни разу не был избран. После выборов 1990 года он публично поддержал правительство Новой демократии.

Он умер 13 декабря 1995 года в возрасте 77 лет.

Послесловие

В периоды юмористических увлечений Бост также написал тексты для трех легких песен, которые стали хитами в начале 60-х. Это "Oi Nekrotháftes" (музыка Янниса Маркопулоса, исполнение Гиоргоса Зографу), а также "Η Νήσος των Αζορών" и "Ромб" (музыка Микиса Теодоракиса, исполнение Григориса Битикоциса).

Η Νήσος των Αζορών" = Остров Азорских островов

Η Νήσος των Αζορών - песня на слова Боста, музыку Микиса Теодоракиса и оригинальное исполнение Γ. Μπιθικώτσης. Она была выпущена на небольшом альбоме в 1964 году и прозвучала в фильме того же года Εκλεψα τη γυναίκα μου. Текст оригинального стихотворения не показался исполнителю песни поначалу качественным. Битикоцис посчитал стихотворение легким и не хотел его представлять. Однако, исполнил ее не только серьезно, но и страстно, придав ей особый стиль, который в конечном счете способствовал успеху песни. Песенка «Ρομβία» была выпущена на второй стороне альбома, в то время как обложка раскрашена вручную Бостом. На бузуки играет Μ. Χιώτης.

-8

Спасибо за прочтение.