Не секрет, что многие свои произведения Кир Булычев сначала публиковал в периодике. Мои ровесники помнят публикации повестей "Звездолет на Вяте" и "Ловушка" в "Пионерской правде", "Черный саквояж" и "Два билета в Индию" в "Юном технике", "Царицын ключ" в "Уральском следопыте". Я привел лишь несколько примеров, список булычевской фантастики в периодических изданиях гораздо шире.
В этом смысле дилогии "Перевал", "За перевалом" повезло меньше. В периодике была опубликована лишь последняя глава "Перевала" ("Знание - сила" №11 за 1980 г.) Полностью же первая часть впервые увидела свет в авторском сборнике "Перевал", выпущенном в 1983 в знаменитой молодогвардейской серии "Библиотека советской фантастики" с иллюстрациями К.А. Сошинской.
Вторая часть дилогии "За перевалом" впервые была опубликована в книге "Поселок", изданной в 1988 году - пять лет спустя! - зато в легендарной детлитовской серии "Библиотека приключений и научной фантастики", в оформлении художника В.Д. Руденко.
К настоящему моменту "Поселок" выдержал 23 издания на русском языке и 12 на других языках.
"Поселок" безусловно относится к той разновидности фантастики, которую именуют "космической робинзонадой", причем - в классическом ее варианте. Робинзонами становятся экипаж и пассажиры космического корабля "Полюс", который в результате аварии идет на вынужденную посадку на неизвестной планете. Из-за высокого уровня радиации, уцелевшие спешно покидают корабль, унося с собой маленьких детей. После долгих блужданий в горах, они попадают в долину, где им суждено прожить долгих шестнадцать лет.
Во второй части романа Булычев использует прием "бог из машины" - в буквальном смысле. На безымянную планету прибывает земная экспедиция. Правда, поначалу она не собирается никого спасать, полагая, что обнаруженный в горах звездолет - это все, что осталась после кораблекрушения, а люди, которые находились на его борту - погибли. Обитатели поселка сами ищут и находят экспедицию, пережив при этом опасные для жизни приключения.
Несмотря на приключенческую фабулу, "Поселок" ставит вполне серьезные вопросы. Может ли ограниченная человеческая популяция выжить в суровых природных условиях и при этом сохранить и передать следующим поколениям хотя бы начатки культуры и образования? Не является ли цивилизованность лишь тонким налетом на многовековых напластованиях дикости, базирующейся на животных инстинктах? Кто нужнее первобытному поселку - ловкий охотник или высокоученый умник? Однозначных ответов писатель не дает.
Исход молчаливого спора между лучшим учеником Старого Олегом и прирожденных охотником Диком остается за рамками повествования. Некоторым компромиссом между двумя позициями является Казик, ведь он приспособлен к местным условиям не хуже Дика, но при этом является апологетом высокоразвитой земной цивилизации, превосходя в этом даже Олега.
В 1988 году режиссер Владимир Тарасов снял мультипликационный фильм "Перевал". В нем звучит песня на стихи Саши Черного в исполнении Александра Градского. Для создания пугающего образа неизвестной планеты использованы графические работы Анатолия Фоменко - будущего академика и соавтора "Новой хронологии".
Я много раз перечитывал "Поселок", снова и снова сопереживая героям, хотя и зная, что с ними все будет хорошо. Однако со временем я стал ощущать некоторую неудовлетворенность финалом. Может быть мне не хватает в нем всего нескольких строк. Ну таких, например:
"Дик не мог оторваться от иллюминатора, глядя на уменьшающийся полумесяц планеты, на которой прошло его детство.
- Ничего, Дикушка, - сказала Марьяна, приобнимая его за плечи. - Мы сюда обязательно вернемся.
- Конечно — вернемся, - подхватил Казик. - Вот только побываем в Индии.
А Олег лишь молча кивнул."
А что думаете о романе вы?