В своих беседах 1980 года о древнееврейских пророках отец Ричард Рор определил страсть пророков, которая также является страстью Бога:
Пророки обеспечивают путешествие в сердце Бога. Их образы, слова и драмы часто кажутся преувеличенными и абсолютистскими. Они так или иначе являются попыткой вовлечь человечество в пафос, чувство, интенсивность, боль, даже, которые характеризуют сердце Бога.
Если мы посмотрим на это слишком логично, то можем сказать: "Ну, это неправильное использование слов". Мы можем сказать, что у Бога нет боли, чувств, желаний или гнева. И всё же пророки осмеливаются использовать эти слова и образы, потому что пророки говорят с нами. Пророк знает, что это слова, которые мы можем понять, в которые мы можем войти, и которые каким-то образом ассимилируют нас в сердце Бога.....
Давай подойдем к этому с другой стороны. Мы знаем и чувствуем; если мы дети Божьи, то каким-то образом то, что характеризует наше сердце и человечество, должно отражаться в том, кто есть Бог. Может быть, единственный способ понять, кто такой Бог, - это говорить о желании, говорить о гневе, говорить о тоске, говорить о любви. И поэтому мы осмеливаемся делать это, и пророк осмеливается делать это.
Ученый и активист раввин Абрахам Джошуа Хешель (1907-1972) описывает общий опыт чувств между Богом и пророком:
Фундаментальный опыт пророка - это общение с чувствами Бога, сочувствие божественному пафосу, общение с божественным сознанием..... Типичное состояние ума пророка - это состояние, когда он возносится в сердце божественного пафоса. [1]
Отец Ричард продолжает:
Пророки не пытаются быть логичными. Возможно, именно поэтому пророки оказываются ближе к Божественной реальности, чем многие из более рациональных и благоразумных, логических и теологических подходов к Богу. Если мы ищем благоразумия и равновесия, то не читаем пророков. Это не их призвание. Они не призваны быть такими. В мире, который настолько односторонен, всегда ищет путь самосохранения, осторожности, предусмотрительности и защиты, пророк чувствует, что должен стоять на расстоянии и тянуть человечество на другую сторону. Они должны помочь человечеству испытать пафос Бога, боль, чувство, тоску, желание Бога.....
Если учителя дают нам идеи о Боге, то пророки дают нам чувства Бога. Это помогает нам увидеть в Иисусе и пророка, и учителя. Иисус говорит слово Божье, идеи Бога, но сочетает с ними чувства Бога. Вот что значит иметь целостное понимание реальности. Мы знаем гораздо больше, чем понимаем, по крайней мере, если мы слушаем. Если мы учимся слушать, мы знаем гораздо больше, чем понимаем. Что делают пророки, так это помогают нам узнать то, что мы знаем.
---------
[1] Abraham J. Heschel, The Prophets (New York: Harper & Row, 1962), 26.
Адаптировано из Richard Rohr, The Prophets (San Antonio, TX: Catholic Charismatic Bible Institute, 1980), аудиозапись. Больше не доступен для покупки