Согласно юридической энциклопедии (изд. Института государства и права РАН, и ред. академика Б. Н. Топорнина, 2001 г.), порт — это участок берега с прилегающим водным районом, сооружениями и устройствами для погрузки разгрузки и полного их обслуживания. К объектам инфраструктуры морского порта относят здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории или акватории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания каких- либо сопутствующих услуг.
Развитие морской инфраструктуры России определяется национальными интересами и безопасностью и обеспечивается за счет государственно-частного партнерства и при полной поддержке государственных структур. В соответствии с обновленным комплексным планом модернизации на период до 2024 года планируется реализовать 15 крупных проектов в сфере морских портов.
На данные проекты направлены значительные бюджетные средства, однако существуют независимые экономические факторы, со стороны влияющие на данную отрасль.
1. Рост грузооборота в российских портах.
По данным Ассоциации морских портов (АСОП), на рынке российских морских грузоперевозок с 2010 по 2019 г. наблюдался постоянный рост грузооборота. Максимальный прирост был зафиксирован в 2017 г. на 8,9%, а в 2018-2019 гг. началось снижение темпов прироста. По итогам 2020 г. грузооборот морских портов составил 821 млн. тонн, сократившись на 2,3% по сравнению с 2019 г. Снижение грузооборота было обусловлено сокращением перевалки наливных грузов (жидкий продукт) на 10,4%, в том числе сырой нефти на 14,9% и нефтепродуктов на 4,9%, что вызвано падением спроса на фоне пандемии.
За январь-июль 2021 г. грузооборот морских портов России увеличился на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 482,9 млн. тонн. Увеличение объемов перевалки наблюдался почти во всех направлениях. Так экспортные грузы выросли на 2.1%, импортные на 11,3%, транзитные на 1,3%.
В целом, несмотря на продолжающиеся ограничения во многих странах, наблюдается постепенное восстановление объемов грузоперевозок в российских морских портах, поэтому мы наблюдаем здесь положительное влияние фактора.
2. Данные по динамике ВВП
ВВП (валовой внутренний продукт) - это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления.
Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.
На диаграмме 1 представлены темпы роста ВВП Российской Федерации с 2007 по 2020 годы .
Мы можем наблюдать падение ВВП, что в целом является очень серьезным симптомом, но при оценке результатов 2020 года необходимо учитывать влияние введенных мер безопасности по охране здоровья, что обусловили снижение экономической активности. Однако в середине марта 2021 г. эксперты Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) объявили, что спад можно считать завершенным.
Эксперты также обращают внимание на относительно небольшой спад инвестиционной активности, что также подтверждает, что Россия перенесла кризис менее болезненно, чем мир в целом. По итогам 2020 г. падение ВВП было больше, чем в 2015 г., однако значительно меньше 2009 г., когда сокращение составило 7,8%. Такой результат особенно примечателен на фоне сильнейшей с середины XX века рецессии в мировой экономике (минус 3,5% по предварительным оценкам Международного валютного фонда) и сильного падения нефтяных цен.
1. Динамика цен на нефть.
Самые высокие цены на нефть наблюдались в 2011-2013 гг., когда средняя цена нефти марки Urals (марка российской нефти, поставляемой на экспорт) превышала 100 долларов. В сентябре 2014 г. в ежемесячном докладе Международного энергетического агентства (МЭА) был снижен прогноз мирового спроса на нефть, который спровоцировал начало падения цен. В целом за год цены на нефть упали более чем на 50%.
В конце ноября 2016 г. члены ОПЕК (организация стран - экспортёров нефти) договорились с Россией и рядом других нефтедобывающих стран о сокращении добычи нефти, что способствовало росту нефтяных цен и стабилизировало рынок.
В марте 2020 г. произошло новое падение цен, спровоцированное снижением спроса на нефть из-за пандемии. По состоянию на август 2020 г. цены вернулись практически на докризисный уровень, чему частично способствовали перебои в поставках, вызванных ураганом Ида. К началу 2021 г. цены на нефть поднялись к 50 долларам за баррель.
Однозначного сценария дальнейшего развития ситуации пока нет, с одной стороны члены ОПЕК постепенно расширяют добычу, с другой стороны стабильность спроса стоит под вопросами из-за новых ограничений в ряде стран, вызванных продолжающимися ограничительными мерами по охране здоровья.
Российская экономика по-прежнему зависима от сырьевых ресурсов, и снижения доходов от нефти могут негативно сказаться на реализации многих инвестиционных проектов. Кроме того, низкие цены на нефть негативно скажутся на развитии шельфовых разработок в России и, поэтому, это мы имеем еще один отрицательный фактор, влияющий на рынок инфраструктуры морских портов.