Китай хочет зафиксировать Иран в числе своих стратегических партнёров. Связанно это конечно с энергоносителями. В этом плане визит Иранского лидера в Китай выглядит очень впечатляюще.
Визит в Китай Ибрагима Раиси — это реализация политики Китая "Взгляд на восток", где главную роль играют не политические амбиции Поднебесной, а чисто экономический интерес. Если наш читатель заметил, то Китай не стремится экспортировать "китайский социализм" за пределы Китая, да и шиитский Иран максимально удалён от идей социального равенства по китайскому рецепту. Потому только экономика.
Китай уже имеет с Ираном договор о стратегическом партнёрстве сроком на 25 лет. В ходе подготовки к визиту иранский лидер заявил, что речь идёт о подписании контрактов на общую сумму 10 млрд. долларов. Забавно правда, что Иран до сих пор считает контракты в долларах, а не в юанях. Пока контракты номинируются в долларах Китай вторичен. И именно из своей вторичной позиции, Пекин строит кольцо союзников, которые обладают ресурсами.
Абсолютно в тени остался вопрос вторичных санкций в отношении китайских компаний, которые сотрудничают с Ираном. Точных данных нет, но на основе данных, что товарооборот между Китаем и ИРИ, падает каждый год и на данный момент составляет 14 млрд. долларов можно сделать вывод, что китайские компании опасаются всё же санкций США и Запада в целом.
На фоне развивающихся иранско - китайских отношений, возникает справедливый вопрос, почему Россия ранее не заключила стратегических договоров с Ираном? Всё дело в том, что Россия до последнего времени была представлена прозападными элитарными группировками, которые отмахивались от Ирана, как чёрт от ладана, не понимая, что Запад готовит России судьбу куда худшую нежели Ирану. Но российскую элиту трудно упрекнут в прозорливости и способности к аналитическому взгляду на происходящие события.
По мнению нашего канала, Китай не является искренним союзником России, как это пытаются представить пропагандисты на российском ТВ. Слова господина Лаврова о том, что Китай это "больше чем союзник" стоит воспринимать, как некую дипломатическую риторику и не более того. В сложившейся ситуации с Ираном, Китай пытается разбить иранские оковы изоляции и санкций, формируя вокруг себя лояльные ему режимы из стран в которых есть полезные ископаемые. Это Иран, Афганистан, Пакистан. И тут есть не только соперничество с Западом но и с Индией и как не удивительно с Россией. Рано или поздно мир распадётся на макро - экономические зоны и Китаю, важно чтобы новый цифровой юань опирался на ресурсы стран третьего мира.
Недавний визит товарища Си в Саудовскую Аравию, нисколько не противоречит стратегии Китая в отношении Ирана. Всем известно о напряжённых отношениях между Исламской республикой Иран и Саудовским королевством. Визит китайского лидера был вызван более желанием парировать проникновение Индии на Ближний Восток, нежели желанием сбалансировать свои отношения с Ираном. Отношения Китая и Саудовской Аравии для Китая важнее. Королевство не является проблемным партнёром, не находится под санкциями и держит руку на мировом вентиле доступа к энергоресурсам. В Эр-Рияде состоялся ряд встреч, в том числе с саудовским королём Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом, наследным принцем/премьер-министром Мухаммедом бин Сальманом, а также с египетским президентом Абделем Фаттахом ас-Сиси.
Проправительственные иранские СМИ, расценили визит Раиси, как прорыв в международных отношениях, а вот российской дипломатии и политикам есть о чём задуматься. Иран обладает огромными запасами нефти и газа и если Китай сможет помочь Ирану в технологическом освоении ресурсов, в частности в строительстве заводом по сжижению газа, то Иран в грядущей перспективе сможет прилично потеснить Россию на рынке китайских углеводородов. И хотя трубопроводный газ всегда дешевле, вопрос альтернативных поставок позволяет регулировать цены на него в пользу потребителя. Следует отметить, что в вопросах сотрудничества с Ираном, Россия отстаёт на десятилетия, все те лакуны, которые образовались у Тегерана в технологиях добычи и переработки углеводородов, могли бы быть восполнены Россией, если бы не прозападная позиция части российской элиты.
Китайские аналитики пишут, что Китай будет последовательно реализовывать свой план стратегического партнёрства с Ираном на основе договора 2021 года. А вот ест ли такой же стратегический план у России, с учётом того, что Тегеран является важнейшим и ближайшим партнером Москвы в настоящее время?