Найти в Дзене
U magazine

Ирина Старшенбаум и Никита Ефремов — о психологическом триллере «Сестры», мистике и семейных ценностях

Оглавление

В День всех влюбленных делимся невероятно романтичной съемкой из зимнего номера U magazine, а также интервью актеров, которые размышляют о том, способно ли кино изменить общество, и что каждый может сделать для победы любви над тьмой

С конца ноября в кинотеатрах идет фильм Ивана Петухова «Сестры» — психологический триллер о домашнем насилии с Ириной Старшенбаум и Никитой Ефремовым в главных ролях.

Расскажите о своей работе над фильмом. Чему научили вас Аня и Андрей?

Ирина Старшенбаум: Когда Ваня предложил мнероль в «Сестрах», я подумала: как здорово, наконец-тобудет светлая картина про любовь! Полтора месяцаудовольствия! А потом открыла сценарий — и поняла,что это не просто фильм, это настоящий вызов. В первую очередь, вызов женский, потому что я играю мамумаленького ребенка, которого надо защитить. У менянет своих детей, и роль Ани определенно помогла мневырасти в эмоциональном, женском плане. Кроме того,это был вызов актерский, я боялась совершить ошибку, оказатьсянеправдоподобной, не оправдать доверие режиссера. Я стремилась к максимальной честности на экране, и это было серьезное испытание. Никита Ефремов: Для меня роль Андрея стала поводом углубиться в себя и исследовать собственную боль. Мы живем в мире, где в принципе очень много агрессии и страданий. В России пока, к сожалению,абьюз присутствует во многих сферах — и в общениис охранниками и продавцами, и в семьях. Благодаряфильму у меня, в первую очередь, появилась возможность лишний раз подумать и прочувствовать, почему мне самому бывает так важно переспорить кого-то,поставить на место, и проработать эту свою сторону.

Как вы готовились к роли?

Никита: Я изучал истории девушек, столкнувшихся с домашним насилием, читал материалы на тему виктимности и агрессии. У меня была возможность показать сценарий своим друзьям-психологам — это очень помогло, по- тому что мне хотелось пройтись по всем граням героя и показать не карикатурного злодея, а противоречивого, живого человека. Я верю, что у всех людей есть определенный набор одинаковых потребностей: быть важным, нужным, услышанным. И те, кто сталкивался в жизни с различными психологическими травмами, могут удовлетворять их неэкологичным образом. Это как у Булгакова: «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». Ирина: Я общалась с женщинами, пережившими физическое насилие, с представителями благотворительных организаций; смотрела популярные проекты на YouTube, например, фильмы «Бьет — значит бьет» Ирины Шихман и «Почему женщины убивают» на канале «Редакция», читала книгу «За закрытыми дверями» Татьяны Орловой — это были мои опорные точки.

Волновала ли вас проблема домашнего насилия до участия в «Сестрах»? Как вам кажется, может ли фильм повлиять на общество, изменить отношение людей к этой теме?

Ирина: Я следила за темой насилия, поскольку не раз слышала подобные истории от знакомых, но впервые погрузилась в нее, когда увидела статистику. 71% женщин, убитых за последние два года, стали жертвами домашнего насилия — эти цифры повергли меня в шок. Я поняла, что наш фильм важен и нужен, и поэтому впервые выступила не только как актриса, но и как креативный продюсер. Мне захотелось стать женским голосом «Сестер», следить за судьбой фильма и добиваться, чтобы его увидели не только у нас, но и во всем мире. Верю, такое возможно: всю осень я провела на съемках в Италии, где мне многие говорили, что и для итальянцев эта тема очень актуальна, потому что закон о домашнем насилии, который у них есть, на практике не всегда помогает. Я не знаю, может ли сегодня кино повлиять на действительность, но если есть тема, способная тронуть зрителя, поставить перед ним какие-то вопросы или, наоборот, помочь найти ответы, я займусь этим — и буду знать, что трачу свои силы не зря. Никита: Надеюсь, что наш фильм сможет показать, как делать не нужно, и даст возможность людям прожить в нем собственные чувства. При этом насильно заставлять кого-то его смотреть я не хочу. Я часто обращаюсь к фразе Григория Померанца «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое дело» — как правильно заметил философ, стиль полемики зачастую оказывается важ- нее предмета полемики. Общество состоит из людей, и если каждый будет заниматься собой и гигиеной своей души, изменения не заставят себя ждать. Я как раз сосредоточен на этом.

Одна из самых обсуждаемых тем в последнее время — семейные ценности и то, из чего они должны складываться. Как бы вы для себя ответили на этот вопрос?

Ирина: Ценности — это прекрасно. Они не дают нам превратиться в бесчувственных существ, вдыхают смысл в любые отношения. На мой взгляд, неприменение насилия — как раз одна из ценностей, которая позволяет сохранить семью. Никита: Для меня главные семейные ценности — честность, спокойствие, мягкость и доброта. Мы, к сожалению, живем в такое напряженное время, когда все вокруг выясняют отношения через грубость, крик и силу. Но важно учиться поддерживать тот уровень уважения и открытости, который позволяет говорить о неприятных вещах и в то же время слушать и слышать друг друга.

Есть ли какие-то установки, которые, на ваш взгляд, уже устарели и мешают любым отношениям?

Никита: Разделение эмоций на плохие и хорошие. Агрессивные чувства в нашем обществе считаются негативными, хотя, на мой взгляд, любые эмоции, которые возникают у человека, легитимны и достойны проживания. С агрессии, с преодоления начинается каждая человеческая жизнь, поэтому ее не нужно избегать — с ней нужно работать. Любые невыраженные эмоции остаются в теле и потом уже приобретают неприглядные формы, поэтому важно их разбирать. Мне в этом смысле помогают медитации и психотерапия. Ирина: Согласна. Важно не доводить себя до состояния, когда эмоции можно выплеснуть только посредством драки, а выражать их вовремя безопасным способом. И, кстати, пол тут не играет никакой роли. Я всем своим друзьям говорю: «Когда мужчина проявляет чувства — это красиво».

В «Сестрах» напряжение между героями доходит до такой степени, что справиться с ним с помощью разговоров уже не получается, — и в дело вступает мистика. Насколько вам близка эта тема?

Ирина: Мистика — явление спорное, кто-то в нее верит, кто-то нет, но в «Сестер» она вписалась гармонично. Я сама не задумывалась о своем отношении к этой теме, пока во время подготовки к фильму не произошел один интересный случай. Собираясь на репетицию перед первым съемочным днем, я открывала упаковку с какими-то витаминами и по- резала руку. А в нашем фильме, к слову, порез на руке — один из ритуалов, который надо совершить героине. В общем, я приезжаю на репетицию, кровь не останавливается, и ребята начинают шутить: «Ира, если что, у нас есть грим и искусственная кровь, не нужно было так делать». Все зажило, конечно, но меня поразило это совпадение. Никита: В детстве я никак не мог согласиться с установкой «Бог все видит». Держал ее в голове, но всегда размышлял: как это он все видит? Зачем он вообще смотрит на то, что я делаю? Почему Бог — это кто-то обязательно карающий? Постепенно я отфильтровывал все, что мне не подходило, — и теперь мне больше нравится выражение «высшая сила». Допускаю, есть нечто неподвластное нашему разуму, какой-то элемент чуда, когда, например, врачи говорят, что болезнь неизлечима, а человек выздоравливает. Но все же я скорее логик. Вот представьте себе озеро. Если один человек кинет в него камень, будет понятно, откуда взялись круги на воде. А если камни кинут восемь миллиардов человек — начнется хаос, кого-то может волной накрыть, — и покажется, что это возмездие, а на самом деле просто причинно-следственная связь.

К слову о чуде — впереди самый волшебный праздник, Новый год. Что бы вы пожелали читателям?

Ирина: Желаю всем красивого, лег- кого года. Давайте не забывать, что мы все творцы своей жизни и что видим в остальных то, что есть в нас самих. Давайте будем зоркими, добрыми и внимательными — к другим, но в первую очередь к себе. Никита: От Нового года всегда ждут чего-то необыкновенного — кажется, вот сейчас пробьет двенадцать, и все изменится. Я желаю, чтобы люди относились так к любому дню, и каждое утро просыпались с мыслью, что именно этот день самый лучший.

Благодарим пресс-службу МАМТв лице Германа Терехова за помощь в организации и проведении съемки.

Фотограф:Olga Tuponogova-Volkova; Стилист: Xenia Dorkina; Интервью: Мария Ушакова; Арт-директор: Денис Ковалев; Фешен-директор: Марина Кобрина; Макияж и прически: Эрнест Мунтаниоль; Продюсер: Ольга Закатова; Ассистенты фотографа: Андрей Харыбин, Дмитрий Суворов / Bold Moscow; Ассистенты стилиста: Елизавета Шишкина, Моисей Мисиков, Елизавета Мамешина; Ассистент визажиста и стилистапо волосам: Мария Авдеева; Ассистент продюсера: Елизавета Кондакова; Координатор: Мария Фомичева.