Кто бы мог подумать, что когда-то эта британская команда из Ливерпуля играла дум-метал, вокал представлял собой брутальный рык, а звучание отдавало могильным холодом. За свою долгую карьеру группа не раз переживала стилистические метаморфозы. Вначале ливерпульские экстремалы превратилась в «Pink Floyd 21 века», а потом и вовсе в поп-бэнд. Мрачное название в итоге сыграло с ними злую шутку. На сегодня в силу творческих и личностных разногласий коллектив приостановил свою деятельность на неопределенный срок.
У истоков создания Anathema в 1990 году стояли три родных брата. Старший Дэниел Кавана, ставший основным автором и идеологом коллектива, и два близнеца Винсент и Джейми – гитара и бас соответственно. Позже к ним присоединились вокалист Даррен Уайт и барабанщик Джон Дуглас. В начале своего пути команда входила в условную большую тройку британского дум-метала. Вместе с группами Paradise Lost и My Dying Bride.
Первые из этого триумвирата благополучно пережили все свои стилистические метаморфозы, совершили в своем творчестве полный круг и вернулись в родное экстремальное лоно. Вторые четко придерживались выбранного направления и лишь иногда позволяли себе эксперименты. Anathema же с каждой новой работой все больше отдалялась от своих корней.
Группа быстро нашла собственный звук. И в дебютном альбоме Serenades явила миру свой вариант дум-метала – предельно сырой и брутальный. Но уже со второго альбома The Silent Enigma в коллективе начался стилистический разброд и шатания. Команду покинул Даррен Уайт, а его место за микрофоном занял Винсент Кавана. Вместо Джейми за бас-гитару взялся близкий друг братьев Дункан Паттерсон, на долгие годы ставший соавтором песен.
С того момента у Anathema началась долгая дорога в мейнстрим. А кадровые шатания преследовали группу все время ее существования. Одни музыканты то уходили, то возвращались снова. Другие, несогласные со сменой курса, отправлялись в сольное плавание и запускали собственные – довольно успешные проекты. Звучание же самой Anathema с каждым альбомом становилось все легче. Расцветом их карьеры многие считают альбомы второй половины 90-х годов – Alternative 4 и Judgement. Именно в этих великолепных работах творческий потенциал группы достиг своего пика. И именно тогда команду всерьез начали сравнивать с Pink Floyd – за потрясающую атмосферность и глубину звучания.
Но даже этого Дэниелу и Винсенту Кавана показалось мало. Братья еще дальше двинулись в сторону мейнстрима. Звучание стало еще более мягким. А от первоначальной экстремальной стилистики со временем не осталось и следа. В начале 2000-х годов в команду вернулся третий из братьев Кавана – Джейми. В состав влилась сестра их барабанщика Ли Дуглас. Группа превратилась в этакое семейное предприятие – Кавана-Дуглас.
Пошла ли радикальная смена стилистики группе на пользу? Сложно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, смена звучания происходила постепенно – эволюционным путем. Дэниел серьезно прибавил как композитор и музыкант, Винсент вырос как вокалист.
Но с другой – группа так и не смогла снискать той популярности, которую заслуживала и к которой стремилась изо всех сил. Мрачное название Anathema сыграло с ними злую шутку. Старые поклонники от команды отворачивались. А большого количества новых группа так и не приобрела. Потенциальную целевую аудиторию отпугивало название.
Группу словно бы преследовал злой рок. Она лишилась выпускающего лейбла. Ее начали раздирать внутренние противоречия. Команду даже хотел покинуть главный ее идеолог Дэнни Кавана. В итоге группа затихла на долгие 7 лет, лишь время от времени давая концерты.
А потом возродилась с совершенно другой музыкой, на которую журналисты тут же налепили ярлык «прогрессив-рок». Однако творческого запала хватило лишь на четыре, похожих друг на друга альбома. Группа отчаянно дрейфовала в сторону откровенной поп-музыки. В песнях все больше отдавалось предпочтение вокальным партиям Ли Дуглас. Винсент же как вокалист все дальше уходил в тень. Создавалось полное ощущение смены солиста.
Вместо гитар на первый план вышли клавишные, электроника. Мелодии становились все проще, звучание – все более приторным, буквально до изжоги в сердце. Последний на сегодня альбом так и назывался – The Optimist. Это была последняя попытка выйти на большую аудиторию. И она оказалась тщетной. Злой рок снова сыграл с Anathema шутку. По сути, уничтожил ее. Раздираемая конфликтами группа прекратила существование. Зато осталась ее музыка. Такая разная и противоречивая. Думаю, многие в дискографии этой группы при желании наверняка найдут что-то свое.
Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты приветствуются.