Найти тему

В Петербурге представили научно-популярный альбом «Всемирное наследие Бетанкура»

После открытия в 2018 году вантового моста через Малую Неву и присвоения ему имени Бетанкура об этом замечательном человеке, испанце на русской службе, стали чаще вспоминать. Он был главным директором путей сообщения Российской империи (министр транспорта), председателем Комитета строений и гидравлических работ, организатором и первым ректором Корпуса инженеров путей сообщения — первого технического вуза России, основанного в 1809 году. Сегодня это Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I, который и стал инициатором издания почти 600‑страничного богато иллюстрированного альбома. Книга выпущена при поддержке Русского географического общест­ва, Российского исторического общества, музея-памятника «Исаакиевский собор» и других организаций, в ней одиннадцать глав, подготовленных авторами научных, учебных и культурных учреждений Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода. #INJECT_1# В издании подробно рассказано о хорошо известных работах Бетанкура — строительстве в 1811 – 1813 годах Каменно­островского моста через Малую Невку (его какое‑то время называли Бетанкуровским), о создании в 1821 году понтонного моста черед Неву от «Медного всадника» до здания Двенадцати коллегий — сейчас о нем напоминает стела на Университетской набережной. Малоизвестны широкой публике работы Бетанкура по созданию оптического телеграфа и воздушного шара. В книге можно увидеть, как выглядели проект паровой землечерпалки, изготовленной в 1810 году для углубления Кронштадтской гавани, а также деревянная стропильная система московского Манежа, построенного через семь лет. Отдельная глава посвящена Бетанкуру как автору генерального плана Нижегородской ярмарки, включавшего 60 зданий, в том числе Спасский собор. Главы, посвященные изобретениям инженера — железным дорогам, мостам, гидротехническим сооружениям, рассказывают о его продолжателях. Например, при сооружении рельсового судоподъемника Красноярской ГЭС, позволяющего перемещать суда по суше при перепаде высотных отметок более 100 метров, была использована идея шлюза Бетанкура, предложенная им в конце XVIII века. Любопытными для читателя будут и факты биографии инженера. Первое приглашение работать в России он получил в 1805 году от графа Николая Румянцева, тогда министра коммерции. Но тогда приехать не решился. Через два года впервые посетил нашу страну и получил аудиенцию у Александра I. В ноябре 1807 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала: «Из Гродно, гишпанской службы генерал Петанкур, живет в трактире «Париж». При трактире была небольшая гостиница, здание располагалось на углу Малой Морской улицы и Вознесенского проспекта, в двух шагах от будущего Исаакиевского собора, к строительству которого Бетанкур будет иметь самое непосредственное отношение. В 1808‑м он приезжает в Петербург с семьей, чтобы остаться здесь навсегда. Глава, посвященная строительству Исаакиевского собора, принадлежит Наталии Толмачевой, старшему научному сотруднику музея-памятника. Она рассказала нашей газете, что Бетанкур поддерживал Карла Росси и ­Огюста Монферрана в начале их пути в петербургскую архитектуру. Взял обоих на работу в Комитет строений и гидравлических работ, который возглавлял. Бетанкур отвечал за строительство Исаакиевского собора и требовал от Монферрана, автора проекта, еженедельных отчетов. Например, Бетанкур инструктировал архитектора, как должны вбиваться сваи, от этого зависела прочность здания: «Я уже вам доказывал, что нужно забивать сваи от шести до семи вершков в диамет­ре до отказа, то есть бить их бабами весом от 75 до 80 пудов, поднятыми на высоту от 11 до 12 футов, до тех пор, пока, получив десять ударов, они не опустятся ни на один дюйм… Настоятельно обращаю ваше внимание на следующее: необходимо самым тщательным образом обрабатывать известковый раствор перед употреблением, а также хорошо заполнить интервалы между камнями так, чтобы не оставалось никаких пустот между ними». В книге впервые опубликованы чертежи фундаментов и свайного поля Исаакиевского собора из­ ­собрания Музея Академии художеств. Кабестаны (лебедки с вертикальным воротом) для поднятия колонн также придумал Бетанкур. Аналогичные были использованы в 1832 году, уже ­после смерти Бетанкура, при подъеме Александровской колонны. Когда массивная колонна встала на свое место, Николай I сказал Монферрану: «Вы себя обессмертили». Эти слова по праву можно отнести и к Бетанкуру.